Эксклюзив
07 февраля 2012
4440

Владимир Гамза: Законодательное регулирование процессов противодействия коррупции

1. Национальный план противодействия коррупции как новая идеология борьбы с коррупцией.
2. Новации Федерального закона N 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года "О противодействии коррупции".
3. Комментарии изменений действующих нормативных правовых актов по вопросам профилактики коррупции согласно Федерального закона N 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года.
4. Меры по профилактике коррупции. Направление дальнейшего совершенствования антикоррупционного законодательства

1. Национальный план противодействия коррупции как новая идеология борьбы с коррупцией

Принятие Национального плана противодействия коррупции стало качественно новым этапом в оценке опасности коррупции, в разработке и реализации мер противодействия преступлениям коррупционной направленности.

В преамбуле указанного документа отмечено наличие в Российской Федерации правовой и организационных основ противодействия коррупции. Тем не менее, признавалось, что, несмотря на усилия государства и общества, добиться ощутимых успехов в борьбе с коррупцией не удалось. Коррупция была признана одной из системных угроз безопасности Российской Федерации, затрудняющей нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствующей проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики. Задача противодействия этой угрозе требовала принятия новой системы мер идеологического, законодательного и организационного обеспечения деятельности участвующих в ее решении структур государственного управления, правоохранительных органов, бизнеса и граждан.

Основой формирования новой системы мер, ее идеологическим, нормативным и организационным стержнем стал Национальный план противодействия коррупции, подписанный Президентом РФ 31 июля 2008 года и опубликованный на официальном сайте Президента РФ (www.kremlin.ru).

Национальный план противодействия коррупции состоит из четырех разделов:
Раздел I "Меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции" предусматривал подготовку и внесение в Государственную Думу проекта Федерального закона "О противодействии коррупции" и проектов законов, вносящих антикоррупционные поправки в действующие федеральные законы РФ. Всего 28 законодательных актов.

В числе мер законодательного обеспечения раздел предусматривал определение понятий "коррупция", "коррупционное правонарушение, и "противодействие коррупции".

Система мер по профилактике коррупции должна была включить в себя принципиально новое положение о введении на законодательном уровне специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы, предусматривающие, в частности, контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера.

В качестве основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции раздел предусмотрел сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-розыскных мероприятий.

Особый порядок производства по уголовным делам установлен Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК). Перечень "Категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам", содержится в статье 447 УПК. Такими лицами являются представители высших органов законодательной и исполнительной власти, судьи, прокуроры, следователи, адвокаты и некоторые другие лица. Суть особого порядка производства по уголовным делам заключается в том, что, согласно ст. 448 УПК, возбудить уголовное дело в отношении перечисленных выше лиц, в одних случаях, можно лишь с согласия высших органов законодательной власти, в других - с согласия их вышестоящих руководителей или руководителей следственных органов. Аналогичные ограничения для действий правоохранительных органов установлены для процедур задержания (ст. 449 УПК) и избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий в отношении указанных лиц (ст. 450 УПК)

Особый порядок ведения оперативно-розыскных мероприятий заключается в запрете на проведение этих мероприятий в отношении перечисленных выше категорий лиц.
Впервые России Национальный план предусматривал введение законодательных предписаний устанавливающих:
- административную ответственность юридических лиц, причастных к коррупционным правонарушениям, а также государственных и муниципальных служащих, совершивших административные правонарушения коррупционного характера, с применением к ним дисквалификации в качестве административного наказания; отнесения административного расследования дел данной категории к полномочиям органов прокуратуры Российской Федерации;
- возложение на государственных и муниципальных служащих, дополнительных запретов, ограничений и обязанностей;
- запрет на приём на правоохранительную службу и службу в органах федеральной службы безопасности граждан, имеющих (имевших) судимость, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям, либо граждан, уволенных с государственной службы по дискредитирующим обстоятельствам;
-задачу ведения оперативно-розыскной деятельности в целях обнаружения имущества, подлежащего конфискации;
-создания возможности осуществления оперативно-розыскных мероприятий для проверки достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, претендующими на замещение должностей судей, государственных или муниципальных служащих

Раздел II "Меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции" подробно освещал планируемую деятельность по улучшению государственного управления, совершенствованию функционирования госаппарата.

Впервые в российской законодательной практике планировалось рассмотрение вопроса о целесообразности создания в составе кадровых служб федеральных государственных органов подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Предлагалось возложить на указанные подразделения функции:
- контроля за соблюдением государственными служащими общих принципов служебного поведения, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002г. N885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих";
- контроля за исполнением государственными служащими обязанности сообщать о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений;
-проверки достоверности сообщенных государственными служащими сведений о случаях коррупционных или иных правонарушений;
-проведение служебных расследований случаев коррупционных проявлений и взаимодействие с правоохранительными органами.

Раздел III "Меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению" состоит из двух подразделов, первый из которых посвящен мерам по формированию в стране значительного кадрового потенциала высокопрофессиональных юристов, а второй - мерам по повышению юридической грамотности населения.

Раздел IV "Первоочередные меры по реализации настоящего Национального плана" подробно регламентирует деятельность исполнительной власти по выполнению задач, поставленных Президентом РФ в рамках Национального плана противодействия коррупции.

Национальный план противодействия коррупции, вытекающие из него планы по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований образуют динамичную, постоянно обновляемую в соответствии с требованиями времени и с учётом федеративного устройства Российской Федерации систему мер по противодействию коррупции.

Анализ деятельности этой системы показал необходимость обновления основных направлений государственной антикоррупционной политики и этапов ее реализации на каждые два года. В связи с этим Президентом Российской Федерации утверждены Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы (в новой редакции) (Указ от 13 апреля 2010 года N 460).

Национальная стратегия противодействия коррупции является общим программным документом, положения которого направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе и должны последовательно конкретизироваться с учётом требований времени в Национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, а также в планах по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

При разработке Национальной стратегии противодействия коррупции были учтены положения Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. NПр-1568.

В свою очередь, Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы, будучи инструментом претворения в жизнь Национальной стратегии противодействия коррупции, закрепляет систематизированный перечень мероприятий антикоррупционного характера, определяет их исполнителей, формы, средства и сроки их реализации, параметры ожидаемых результатов.

Указом Президента Российской Федерации определяется, что положения Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на соответствующий период должны реализовываться федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами, в частности при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, решении кадровых вопросов, а также в ходе реализации права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и путём активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.
Нынешний этап реализации государственной антикоррупционной политики должен быть направлен прежде всего на организацию исполнения Федерального закона "О противодействии коррупции" и других нормативных правовых актов Российской Федерации.

В связи с этим в Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы включён ряд организационных мер, направленных: на развитие нормативно-правовой базы федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции; на организацию работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений; на совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной службы всех видов, и урегулированию конфликта интересов и на совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности указанных комиссий; на проведение социологических исследований уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер; на обучение федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции. Ряд положений Национальной стратегии противодействия коррупции отражён или будет отражён в других актах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Поэтому в Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы закреплены те мероприятия, реализация которых не предусмотрена иными актами и которые имеют непосредственное отношение к противодействию коррупции.

Вопросы для самоконтроля:

- Каковы причины и цель принятия Национального плана противодействия коррупции?

- Какие основные направления (разделы) противодействия предусмотрены Национальным планом?.

- Какие принципиально новые, отсутствовавшие ранее в российском законодательстве, меры профилактики коррупции введены Национальным планом


2. Новации Федерального закона N 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года "О противодействии коррупции"

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" принят во исполнение Национального плана противодействия коррупции и устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Реализуя Национальный план, Закон решил поставленные задачи правового обеспечения противодействия и предупреждения коррупции. Установил основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, возложил в целях предупреждения коррупции ряд обязанностей и ограничений на государственных и муниципальных служащих. Дал законодательное определение конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, а также порядка его предотвращения и урегулирования.
Названный Закон впервые в нашей современной истории ввел в нормативно-правовое поле ряд принципиально новых определений и предписаний. В том числе понятий "коррупция" и "противодействие коррупции", "антикоррупционный стандарт" и "Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе".

В соответствии со ст. 1 Закона под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в том числе и вышеперечисленные действия от имени и в интересах юридического лица.
Противодействием же коррупции является деятельность по профилактике, борьбе с коррупцией, а также минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Под конфликтом интересов на государственной и муниципальной службе (в соответствии со ст. 10) понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Антикоррупционный стандарт (согласно ч.5 ст.7) представляет собой единую систему запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в конкретной области деятельности.

В законе прописаны правовая основа (ст. 2) и принципы противодействия коррупции (ст. 3), а именно: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Организационные основы противодействия коррупции, установленные ст.5 Закона, устанавливают обязанности высших органов законодательной и исполнительной власти, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции. Функции координации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией в соответствии с частью 6 статьи 5 Закона возлагаются на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров.

Принципиально новой явились законодательно установленные обязанности государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 8), уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст.9).

Впервые законодательно установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора. Согласно ст.12 Закона в течение двух лет после увольнения с государственной (муниципальной) службы обязательным условием для заключения трудового договора бывшим госслужащим с коммерческой и некоммерческой организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, является согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов.
Кроме того, Закон впервые установил ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения (ст. 13-14).

Вопросы для самоконтроля

-Какие принципиально новые обязанности и ограничения, возложил ФЗ N 273-ФЗ на
государственных и муниципальных служащих?

- Какие новые определения в сфере противодействия коррупции дал ФЗ N 273-ФЗ?

- Что такое "антикоррупционный стандарт" и "конфликт интересов на государственной и муниципальной службе"?

3. Изменения действующих нормативных правовых актов по вопросам профилактики коррупции в связи с принятием
Федерального закона N 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года

Принятие Федерального закона "О противодействии коррупции" стало основой для внесения антикоррупционных изменений и дополнений в существующую нормативную базу противодействия коррупции. Нормативная база формируется из нескольких взаимосвязанных блоков, включающих Законы, регламентирующие деятельность исполнительных органов государственной власти, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, отраслевые нормативные акты, ведомственные положении и регламенты. Кроме этого, частично приняты и продолжают выходить подзаконные акты, которые прописывают конкретные механизмы реализации тех или иных норм законов.

Указанные изменения и дополнения в нормативную базу противодействия коррупции введены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции".
Рассмотрим эти изменения в порядке, изложенном в названном законе.
Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции" дополнен статьей 20.1, распространяющей на сотрудника милиции ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих выполнению сотрудником милиции обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Установление таких исключений и определение сотрудников милиции, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации".

Аналогичные изменения внесены в Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации". С этой целью Положение дополнено статьей 9.1.

Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ).

В новой редакции изложена статья 40.2. , устанавливающая ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в органах и учреждениях прокуратуры
На лиц, занимающих должности, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 40 настоящего Федерального закона, распространяются те же ограничения, запреты и обязанности, что указанные выше для сотрудников милиции.

Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" следующие изменения:
В новой редакции изложены статья 16 "Сотрудники органов федеральной службы безопасности". Эта норма запрещает военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности самостоятельно или через доверенных лиц принимать участие в управлении организациями (за исключением участия в общем собрании членов некоммерческой организации), заниматься предпринимательской деятельностью, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности. Кроме того, сотрудникам органов федеральной службы безопасности запрещается совмещать военную службу в органах федеральной службы безопасности (федеральную государственную гражданскую службу или работу в органах федеральной службы безопасности) с иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности, за исключением случаев, когда это предусмотрено законодательством Российской Федерации и (или) необходимо для решения задач оперативно-служебной деятельности.

Дополнения устанавливающие обязанность предоставлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей были внесены также
- в Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (ст.7.1);
- в Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (пункт 4 ст. 3);
- в Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ст. 27.1);
- в Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (пункт 1 ст. 17 и ч. 3 ст. 60).

Федеральный закон от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" дополнен включением в перечень задач ОРД "установление имущества, подлежащего конфискации" (ст.2). Кроме того, перечень оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий дополнен пунктом, предусматривающим необходимость проверки достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации (ч.2 ст.7);
Задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дополнены обязанностью розыска имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений".

Гражданский кодекс Российской Федерации

Внесенные изменения направлены на предотвращение коррупционных правонарушений, замаскированных под видом вручения и принятия подарков.
Федеральный закон о 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" содержат ряд запретов, которые распространяются на государственных и муниципальных служащих. Так, в силу пп. 6 п. 1 ст. 17 Закона N 79-ФЗ и пп. 5 п. 1 ст. 14 Закона N 25-ФЗ в период нахождения на гражданской (муниципальной) службе служащему запрещено получать в связи с исполнением его должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. К ним относятся подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения. Исключения составляют случаи, установленные ст. 575 ГК РФ. В соответствии с нормами, изложенными в ней, данное требование не распространялось на обычные подарки, стоимость которых не превышала пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с изменением, внесенным Законом N 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года, порог запрета опустился до 3 тысяч рублей.

Кроме того, п. 2 ст. 575 в новой редакции гласит, что подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями и стоимость которых превышает 3 000 руб., признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Уголовный кодекс Российской Федерации

Внесенные изменения установили возможность конфискации доходов от использования имущества, полученного в результате совершения преступления (ч.1 ст.104.1 УК).
Усилили санкцию части 1 статьи 201 УК "Злоупотребление полномочиями" (одного из видов коррупционных правонарушений) с трех до четырех лет лишения свободы, а санкцию ч. 2 той же статьи (То же деяние, повлекшее тяжкие последствия) повысили до 10 лет лишения свободы.

Были значительно усилены санкции за преступления, предусмотренные частями 1, 2 и 3 статьи 204 УК "Коммерческий подкуп" - незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Изменения, внесенные в ст.448 УПК (Возбуждение уголовного дела) существенно упростили порядок возбуждения уголовных дел по обвинению лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, включили в число административных правонарушений и ввели наказание в виде административного штрафа за незаконно полученные должностным лицом от имени юридического лица денежные средства, иное имущество или оказанные услуги имущественного характера. (ст.3.5.).

Принципиально новой для законодательства об административных правонарушениях явилась включенная в Кодекс статья 19.28. "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица".

Эта норма установила административную ответственность юридического лица за передачу от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц до трехкратной суммы передаваемых денег, трехкратной стоимости ценных бумаг, иного имущества и оказанных услуг имущественного характера, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией передаваемых денег, ценных бумаг, иного имущества.

Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьей 64.1 "Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими". Статья содержит принципиально новое для трудового законодательства предписание, согласно которому граждане, замещавшие должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Статья 16 Закона "Ограничения, связанные с гражданской службой", устанавливающая основания для отказа в принятии на гражданскую службу и невозможности нахождения на гражданской службе дополнена пунктом связанным с несоблюдением ограничений, нарушением запретов и неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" (часть 1 статьи 16 пункт 10).

Дополнение в статью 17. "Запреты, связанные с гражданской службой" предусматривает возможность государственного служащего выкупить подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 части 1);
В новой редакции изложена статья 20 "Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".

Эта норма устанавливает обязанность граждан, претендующих на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
Пункт 6 названной статьи предусматривает проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи в порядке, установленном Федеральным законом "О противодействии коррупции" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"

Дополнение в статью 14 Закона устанавливает обязанность муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации, если их обладание может привести к конфликту интересов.

Вопросы для самоконтроля

-Назовите основные законы, составляющие нормативную базу противодействия коррупции.

- В чем заключается суть ограничений, налагаемых на государственных служащих изменениями действующих нормативных актов в связи с принятием ФЗ N 273?

- Какие меры противодействия коррупции со стороны юридических лиц установлены в связи с принятием ФЗ N 273?

4. Меры по профилактике коррупции. Направления дальнейшего совершенствования антикоррупционного законодательства

Основным направлением профилактики коррупции является неукоснительное выполнение положений Национальной стратегии и Национального плана противодействия коррупции.
Исходя из признания коррупции порождением избыточного администрирования со стороны государства, главные усилия по ее профилактике должны быть направлены:
- на совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий;
- на разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне;
-обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах;
-развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами.

- на эффективное использование института специальных требований к лицам, претендующим на замещение должностей государственной и муниципальной службы, обеспечение действенного функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов. Предусмотреть возможность включения в состав комиссий представителей общественных организаций ветеранов, общественных советов, созданных при федеральных органах исполнительной власти.

Большое профилактическое значение имеет принятие региональных законов о противодействии коррупции, нормативных актов отдельных ведомств и программ противодействия коррупции на уровне конкретной организации. Таких, как Приказ Минфина РФ от 26.02.2010 N 136, которым утвержден Порядок передачи в Министерство финансов Российской Федерации подарков, полученных государственными гражданскими служащими Министерства финансов Российской Федерации в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями;
- Приказ Рособразования от 22.01.2010 N 33 "О мерах по активизации работы по противодействию коррупции в Федеральном агентстве по образованию", которым утверждены Правила передачи подарков, полученных государственными служащими Рособразования в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

Анализ принятых ведомственных документов позволяет выделить общие подходы к формированию и реализации ведомственных программ противодействия коррупции и разработке рекомендаций механизмов противодействия коррупции на уровне конкретной организации. Главным их содержанием должно стать выполнение комплекса экспертно-аналитических работ, направленных на:
-идентификацию ведомственных коррупциогенных прав и полномочий;
-выявление типичных факторов коррупционного риска;
-анализ должностей на коррупциогенность на основе документов регламентирующих их полномочия;
-выработку механизмов противодействия коррупции, в том числе разработка и утверждение Этического кодекса государственного служащего;
-разработку методических рекомендаций по созданию системы мониторинга коррупционных рисков.

В отечественной и международной практике нашли применение следующие основные механизмы противодействия коррупции на ведомственном уровне:
-деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями (система "одного окна", система электронного обмена информацией, документооборота);
-деление административно-управленческих процедур на стадии и их закрепление за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля;
-ротация должностных лиц;
-уменьшение дефицита ресурсов, направленных на реализацию функций, предполагающих взаимодействие с организациями (рассмотрение ходатайств, жалоб);
-обеспечение специального режима работы офисов по приему граждан (информирование о правах граждан, обязанностях чиновников, введение технологий, ускоряющих работу);
-детальная регламентация процедуры взаимодействия с субъектами регулирования.
Не следует забывать о таком весьма действенном средстве профилактики, как повышение результативности в сфере практической деятельности по выявлению и пресечению коррупционных преступлений и правонарушений.

О реальном состоянии дел в этом направлении дают представление данные, сообщенные начальником управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации Александром Аникиным. Активизация деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции позволила выявить в 2009 году свыше 43 тысяч преступлений коррупционной направленности (на 6,5% больше показателей 2008 года). Сумма ущерба, возмещенного в период производства расследования по уголовным делам, возросла более чем в 10 раз (с 0, 7 миллиарда рублей в 2008 году - до 7,1 миллиарда рублей в 2009 году). Возросло количество уголовных дел по фактам получения взяток лицами, занимающими государственные должности. В 2009 году в суды направлено 251 уголовное дело в отношении 336 таких должностных лиц. Изменение подходов к организации работы оперативных служб позволило уже в прошедшем году повысить качественный уровень проводимых ими мероприятий по выявлению системных коррупционных преступлений. К ответственности стали чаще привлекаться руководители органов государственной власти и местного самоуправления. В их числе: исполняющий обязанности вице-премьера Карелии, вице-губернатор Курганской области, заместители губернаторов Брянской, Волгоградской и Орловской областей, должностные лица правительств Амурской и Новосибирской областей, председателя Государственной Думы Ставропольского края, глав и заместителей глав администраций муниципальных образований Адыгеи, Ставропольского края, Калининградской, Московской, Оренбургской, Ростовской областей и других высокопоставленных должностных лиц.

Не менее важным является повседневная работа надзорных органов по соблюдению антикоррупционного законодательства. Согласно официальному сообщению прокуратуры Тюменской области, в ходе проверки, проведенной в управлении государственного автодорожного надзора области были выявлены факты непредставления нанимателю сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Восемь сотрудников, включая заместителя начальника Управления скрыли факт владения денежными средствами и недвижимым имуществом.

В качестве меры профилактики указанных нарушений антикоррупционного законодательства прокуратура области внесла в адрес руководителя управления государственного автодорожного надзора по Тюменской области представление об устранении нарушений закона и привлечении виновных лиц к ответственности.

Вопросы для самоконтроля

-Назовите основные направления усилий по профилактике коррупции со стороны государства.

- Какие методы противодействия коррупции следует использовать ведомствам и конкретным организациям при разработке собственных программ профилактики коррупционных правонарушений

Список литературы

1. Национальный план противодействия коррупции, утверждённый Указом Президента Российской Федерации 31 июля 2008г. NПр-1568.

2. Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы (в новой редакции), утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460

3. Федеральный закон N 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года "О противодействии коррупции"

4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции"

5. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции"

6. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ)

7. Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности

8. Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"

9. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах"

10. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"

11. Федеральный закон от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности

12. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации

13. Гражданский кодекс Российской Федерации

14. Уголовный кодекс Российской Федерации

15. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

16. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

17.Трудовой кодекс Российской Федерации

18. Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

19.Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"

20. Приказ Минфина РФ от 11 декабря 2009 г. N 130н "О порядке уведомления федеральными государственными гражданскими служащими Минфина России и назначаемыми на должность Министром финансов Российской Федерации федеральными государственными гражданскими служащими федеральных служб, находящихся в ведении Минфина России, и их территориальных органов представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и проверки содержащихся в них сведений"

21. Приказ Рособразования от 22.01.2010 N 33 "О мерах по активизации работы по противодействию коррупции в Федеральном агентстве по образованию"

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован