Эксклюзив
12 августа 2013
3984

Владимир Гамза: Об оценках Президента ситуации в малом и среднем бизнесе

Комментарии:

1. Оценки Президента РФ В.В.Путина ситуации в российском малом и среднем бизнесе достаточно объективные и точные. Нельзя не согласиться со следующими тезисами Президента:
- стимулирование развития несырьевого бизнеса требует конкретных системных безотлагательных мер;
- причиной инфляции являются, в основном, завышенные тарифы естественных монополий;
- инфляция не является главной причиной высоких процентных ставок по кредитам;
- риски в корпоративном секторе экономики чрезвычайно высокие;
- в банковском секторе практически отсутствует конкуренция, так как доминируют госбанки;
- отсутствует единая государственная политика поддержки малого и среднего бизнеса.

2. К данному диагнозу Президента можно добавить следующее:

- на финансовом рынке России преобладает банковская система (90% рынка), что препятствует развитию инвестиционной деятельности;
- денежно-кредитная политика борьбы с инфляцией любой ценой, прежде всего, путем стерилизации денежной массы и укрепления реального курса рубля, приводит к снижению конкурентоспособности российских товаропроизводителей;
- политика Банка России, стремясь к стабильности как самоцели в банковской сфере, стимулирует не конкуренцию, а монополизацию;
- отсутствие рынка проектного финансирования (нет законодательства, институтов, источников и инструментов) не позволяет проводить масштабную модернизацию несырьевого производственного сектора.

Предложения:

1. Организовать формирование действительно Единой государственной (а не ведомственной - Минфина и Банка России) денежно-кредитной политики, реально обеспечивающей решение стратегических и текущих задач социально-экономического, финансово-промышленного и научно-технического развития страны:

- создать постоянно действующий Национальный совет по финансово-промышленной политике (включающей денежно-кредитную политику) при Президенте РФ;
- расширить функции и полномочия Банка России, обязав его участвовать в обеспечении качественного (несырьевого) и стабильного экономического роста инструментами денежно-кредитной политики, предоставив ему право выкупа долгосрочных национальных финансовых активов и предоставления банкам долгосрочных кредитов под залог таких активов;
- перейти к политике обеспечения высокой ликвидности финансовой сферы (вся национальная денежная масса должна находиться на счетах в кредитных организациях) и качественного корпоративного кредитования (аудирование по стандартам МСФО и рейтингование корпоративных клиентов);
- отказаться от политики подавления (достаточно сдерживания) инфляции инструментами денежно-кредитной политики до выхода экономики на уровень высокого стабильного роста.

2. Кардинально изменить отношение к национальным институциональным инвесторам и прямым иностранным инвестициям:

- создать юридические и экономические условия накопления значительных страховых, пенсионных и инвестиционных фондов (обеспечить опережающий рост этих фондов относительно банковских депозитов);
- сформировать современное инвестиционное законодательство, адаптированное к мировой практике и международному праву;
- использовать успешный опыт Китая, Южной Кореи, Бразилии, Польши и ряда других развивающихся стран по привлечению и защите прямых иностранных инвестиций;
- активно использовать национальные внебюджетные фонды для финансирования инвестиционных и инновационных проектов бизнеса.

3. Срочно сформировать правовые и организационные основы проектного финансирования:

- внести необходимые изменения в гражданское законодательство и принять специальный закон о проектном финансировании (в соответствии с лучшими образцами мировой практики);
- внести изменения в банковское и налоговое законодательство, предусмотрев возможность создания инвестиционных банков для обеспечения проектного финансирования и других видов прямых инвестиций;
- создать юридические и экономические условия развития деятельности фондов прямых инвестиций, включая условия активного участия в них населения как частных инвесторов, предусмотрев возможность обязательного страхования таких инвестиций по примеру страхования банковских вкладов.

4. Внести существенные изменения в деятельность государственных институтов развития:

- институты развития должны выполнять функции специализированных кредитных агентств по развитию приоритетных отраслей экономики, а не заниматься кредитованием банков (для этого есть Банк России) и не превращаться в универсальные коммерческие банки;
- учитывая, что локомотивом экономики должна стать строительная отрасль, необходимо создать новый институт развития - Промышленно-строительный банк развития (возможно, на базе объединения одного из дочерних банков Внешэкономбанка, Фонда РЖС, Фонда ЖКХ и программы "Стимул" АИЖК);
- все государственные и муниципальные гарантийные фонды объединить в единую систему координации и синдикации под управлением Внешэкономбанка;
- создать государственное агентство финансового оздоровления градообразующих предприятий, которое будет осуществлять процедуры финансового оздоровления, антикризисного управления и банкротства крупнейших предприятий в моногородах.

5. Обеспечить правовые и организационные условия эффективного функционирования кредитного рынка:

- утвердить национальные стандарты кредитования, позволяющие: клиентам - получать кредиты на основе оферты (стандартного предложения), банкам - секьюритизировать портфели стандартных кредитов, а Банку России - рефинансировать банки на основе залога стандартных кредитов;
- создать единую государственную систему (с открытым электронным порталом) регистрации всех видов залогов по кредитам: недвижимого и движимого имущества, имущественных прав и нематериальных активов;
- создать единый государственный информационный портал, позволяющий предпринимателю обратиться в электронном виде к любому из институтов поддержки малого и среднего бизнеса по любому инструменту поддержки.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован