Эксклюзив
03 января 2015
2219

Владимир Гамза: Антикризисные финансовые инициативы

I. Ликвидность и рефинансирование банков
- Необходимо срочно разработать и в ускоренном режиме реализовать государственную программу создания и опережающего развития национальных институциональных источников долгосрочных и недорогих инвестиций для всех секторов экономики и денежных ресурсов для кредитных организаций (сейчас реально имеются лишь государственные резервные фонды и ресурсы Банка России).
- Банку России объявить программу количественного денежного смягчения путем выкупа у кредитных, финансовых и хозяйственных обществ активов, включенных в "Единый пул обеспечения" ЦБ РФ.
- Предоставить регионам, муниципалитетам, государственным внебюджетным фондам и всем институтам развития право размещать на аукционной основе свободные денежные средства на банковских депозитах в кредитных организациях, активно финансирующих соответствующие программы развития.
- Существенно снизить процентные ставки по кредитам Банка России и нормативно привязать их к ставке рефинансирования, установив, что ставки по кредитам ЦБ РФ не могут быть выше ставки рефинансирования (ключевым индикатором кредитного рынка должна стать именно ставка рефинансирования).
- Расширить перечень видов нерыночных активов (ссуд), принимаемых Банком России в обеспечение кредитов банкам. Банку России совместно с федеральными бизнес-ассоциациями разработать стандарты банковских кредитных активов (портфелей однородных ссуд), подлежащих секьюритизации и рефинансированию.
- Опубликовать список финансово устойчивых предприятий, в отношении которых Банк России осуществляет мониторинг финансового состояния, и распространить рефинансирование ЦБ РФ на банковские ссуды таким предприятиям. Аналогичную работу по региональным предприятиям организовать на базе территориальных управлений Банка России.
- Стимулировать процедуру выпуска банковскими заемщиками биржевых облигаций с их последующим приобретением кредитными и финансовыми организациями и использованием в сделках РЕПО с Банком России и на фондовом рынке.
- Банку России целесообразно ускорить создание единого механизма рефинансирования кредитных организаций, обеспечивающего любой финансово стабильной кредитной организации возможность получать внутридневные кредиты, кредиты овернайт и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в "Единый пул обеспечения". Включить в "Единый пул обеспечения" ЦБ РФ широкий набор таких активов, как облигации, акции и иные ценные бумаги, векселя юридических лиц и права требования по кредитным договорам, другие виды имущества, реально имеющегося у кредитных организаций и их заемщиков.
- Совместно с Банком России (на основе обеспечения безусловного исполнения кредитной организацией межбанковских обязательств) сформировать на всей территории России единый организованный рынок межбанковского кредитования. Безотлагательно активизировать работу по восстановлению межбанковского кредитного рынка в рамках региональных банковских систем.
- Разработать программу развития национальной системы рейтингования активов и организаций в целях обеспечения формирования современной системы рефинансирования и секьюритизации.
- В рамках Агентства по страхованию вкладов (АСВ) восстановить функции ранее существовавшего Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) в целях оказания системной помощи по финансовому оздоровлению кредитных организаций, находящихся в состоянии кризиса, но не банкротства.

II. Финансирование реального сектора экономики
- Значительно расширить механизм обеспечения государственными гарантиями и страхованием кредитования реального сектора экономики, прежде всего, в сфере строительства жилья, производства автомобилей, бытовой техники и товаров повседневного спроса.
- Завершить формирование комплексной системы государственных институтов развития, обеспечивающих инвестирование, поддержание ликвидности и рефинансирование товаропроизводителей в приоритетных отраслях экономики.
- Оптимизировать требования по обязательным банковским нормативам, в частности, уменьшить рисковый коэффициент кредитов стандартного кредитного качества, используемый для расчета норматива достаточности собственного капитала (Н1).
- Требуется незамедлительное принятие комплексной антикризисной системы мер финансирования строительного комплекса - обеспечения кредитованием как заказчиков-застройщиков, так и покупателей жилья и коммерческой недвижимости, в том числе в интересах государства, включая прямое бюджетное финансирование, предоставление налоговых отсрочек и кредитов, выдачу государственных гарантий банкам, кредитующим строительные компании, стимулирование покупательского спроса посредством поддержки рынка ипотечного жилищного кредитования, развитие рынка ипотечных ценных бумаг и рефинансирования ипотеки, внедрение системы жилищных накопительных вкладов, стимулирование механизмов ипотечного страхования.
- Предлагается выработать механизмы целевого государственного финансирования банков через Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства для выдачи кредитов:
- физическим лицам на приобретение гражданами жилья на этапе строительства с последующей регистрацией ипотеки;
- юридическим лицам - застройщикам на финансирование строительства.
- Государству реализовать программу выкупа построенного жилья и нежилой недвижимости по фиксированным ценам для каждого региона (открытая оферта).

III. Проблемные активы
- Необходимо разработать методику и сформировать механизм управления проблемной задолженностью, в том числе институты аккумулирования и реализации проблемных активов кредитных организаций и хозяйственных обществ.
- Система управления проблемной задолженностью должна включать пять основополагающих элементов:
- организация мониторинга состояния платежной дисциплины и финансового состояния заемщиков;
- Фонд аккумулирования (выкупа) и реализации проблемных долгов;
- система работы с имуществом и залогами, выступающими обеспечением ссудной задолженности;
- система рефинансирования Фонда проблемных активов, обеспечивающая возобновляемый выкуп проблемной задолженности;
- механизмы и инструменты рекапитализации кредитных организаций, осуществляющих продажу проблемной задолженности со значительным дисконтом.
Слаженное функционирование всех перечисленных элементов позволит значительно повысить эффективность расходования государственных средств, направляемых на преодоление долгового кризиса, а также заложить основу будущего экономического роста.
- Принципиально возможны несколько схем организации Фонда аккумулирования (выкупа) и реализации проблемных долгов:
- самостоятельное юридическое лицо - государственная корпорация или акционерное общество;
- особое юридическое лицо (SPV-компания, специальная проектная компания), обладающее специальной организационно-правовой формой и правоспособностью (по аналогии с ипотечным агентом, аккумулирующим ипотечные кредиты и закладные для их последующего рефинансирования);
- паевой или акционерный инвестиционный фонд, управляемый уполномоченной государством управляющей компанией (например, Внешэкономбанком);
- кредитная организация, в том числе одна из действующих кредитных организаций, находящихся под процедурой санации;
- дочерняя структура Агентства по страхованию вкладов.
- В зависимости от организационно-правовой формы Фонда проблемных активов его создание (учреждение) может потребовать внесения изменений в действующее законодательство. Основной задачей Фонда станет выкуп проблемной задолженности у кредитных организаций и хозяйственных обществ, ее последующее обслуживание и, по возможности, рефинансирование на рыночных условиях. На начальном этапе выкуп задолженности будет осуществляться Фондом за счет государственных средств. Взыскание проблемной задолженности будет организовано с привлечением коммерческих коллекторских агентств, при этом Фонд устанавливает единые стандарты деятельности уполномоченных коллекторских агентств, что позволит защитить права должников и повысить правовую определенность. Способом повышения ответственности банков и хозяйственных обществ за качество переданных Фонду проблемных долгов является включение в договоры купли-продажи активов условия о рассрочке (отсрочке) платежа или уступка на условиях факторинга.
- Внедрить в банковскую практику восемь принципов реструктуризации задолженности со множественностью кредиторов, разработанных Международной ассоциацией профессиональных участников процедур реструктуризации и банкротства (INSOL International).
- Система управления проблемной задолженностью должна строиться на следующих принципах:
- сохранение за кредитными организациями ответственности за принимаемые ими кредитные решения и качество обслуживания проданной (переданной для взыскания) кредитной задолженности;
- отказ от практики "принудительной" реструктуризации при выравнивании прав и фактических процессуальных возможностей кредиторов и заемщиков, включая крупнейшие предприятия;
- обоснованное распределение рисков между государством, банками и обслуживающими (коллекторскими) агентствами;
- привлечение специализированных коммерческих организаций для обслуживания проблемных долгов, сбора информации и анализа кредитных историй, оценки кредитных рисков и финансового положения заемщиков;
- рассрочка и отсрочка платежа при приобретении проблемной задолженности Фондом аккумулирования проблемных долгов;
- минимизация количества вновь создаваемых структур и организаций для аккумулирования, выкупа и обслуживания проблемных долгов;
- использование агентских соглашений для обслуживания банками - первоначальными кредиторами проданной кредитной задолженности;
- непосредственное включение коммерческих коллекторских агентств, бюро кредитных историй, рейтинговых и информационных агентств в единую систему управления проблемной задолженностью;
- обеспечение единых стандартов деятельности коммерческих организаций, привлеченных к участию в системе управления проблемными активами;
- использование современных техник финансирования и рефинансирования проблемной задолженности, включая выпуск обеспеченных кредитной задолженностью ценных бумаг, секьюритизацию, синдицированное и субординированное кредитование, своп акций на долги;
- привлечение, по возможности, рыночных источников капитала.
- Создать специализированное государственное Агентство по реструктуризации и финансовому оздоровлению градообразующих предприятий и реформированию финансово-хозяйственной деятельности моногородов, включая осуществление процедур банкротства таких предприятий и внешнего управления такими городами.
- По мере прохождения острой фазы кризиса на основе успешных кредитных организаций формировать финансово-промышленные конгломераты. Их ядром будет выступать банк, который по результатам работы с частью проблемных должников приобретет контроль над предприятиями реального сектора. Реализация (немедленная продажа) активов должников, перешедших кредитной организации в результате взыскания проблемной задолженности либо обращения взыскания на заложенное имущество, в условиях кризиса не представляется целесообразной, поскольку не позволит получить справедливую цену и выручить достаточные для возмещения убытков денежные средства. Взысканные активы должников будут консолидироваться банковской группой. В этих целях потребуются существенные изменения действующего законодательства.

IV. Капитализация кредитных организаций
- С участием государства (включая институты развития и Банк России) необходимо создать национальную систему капитализации, рекапитализации и долгосрочного субординированного кредитования коммерческих банков; в этих целях широко применять мировой опыт использования государственных облигаций и налоговых инструментов.
- Право на рекапитализацию, в том числе через механизмы консолидации и санации, должны получить все кредитные организации, относящиеся к 1 и 2 группам финансовой устойчивости по методике Банка России, вне зависимости от размера их капитала и активов.
- Временно повысить до 100% допустимое отношение капитала второго порядка к основному капиталу и включить в капитал первого уровня специальные субординированные кредиты сроком более 20 лет.
- На базе одного из дочерних банков Внешэкономбанка создать федеральный межрегиональный банк путем эмиссионной покупки контрольного пакета акций региональных банков, испытывающих серьезные проблемы с текущей и будущей капитализацией.

V. Реструктуризация и развитие банковской системы
- Совместно с Правительством РФ и Банком России необходимо разработать новую реальную Стратегию развития банковского сектора на среднесрочный (3-5 лет) и долгосрочный(10-15 лет) периоды.
- Осуществить системное реформирование банковского законодательства в целях обеспечения стабильности, эффективного развития и высокой конкурентоспособности российских кредитных организаций.
- С участием Агентства по страхованию вкладов и Банка России подготовить план неотложных действий по стабилизации банковской системы в различных вариантах негативного развития ситуации.
- Поддержать развитие финансово устойчивых (независимо от объема активов) частных кредитных организаций с национальным капиталом, в том числе путем оказания им содействия в консолидации банковских структур.
- Экономически стимулировать эффективную и социально ответственную деятельность кредитных организаций и их заемщиков, обеспечить безусловную защиту законных прав и интересов кредитора. Разработать систему страхования депозитов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в определенном кратном размере от страховой суммы физических лиц.
- Срочно внести изменения в законодательство относительно депозитных инструментов (реальная срочность вкладов, полноценность сберегательного сертификата как ценной бумаги, жилищные вклады и другие), обеспечивающие формирование долгосрочных пассивов кредитных организаций.
- Разрешить формирование части Фонда обязательного резервирования под валютные пассивы в иностранной валюте.
- Создать государственный институт развития - Земельный банк в целях широкого использования в коммерческом обороте земли как финансового актива.
- Ускорить принятие законодательства о специализированных строительно-сберегательных кредитных организациях.
- Создать равные условия конкуренции, в том числе - фондирования и рефинансирования, для всех крупных, средних и малых, федеральных и региональных банков и решительно пресекать монопольные и внерыночные методы конкурентной борьбы в денежно-кредитной сфере.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован