30 января 2008
2850

Виктор Круглов: Проблемы решать там, где живут люди

Вопросам взаимодействия представительных органов государственной власти и местного самоуправления посвятил свое выступление председатель областного ЗС Виктор Круглов на открытии видеоконференции с участием депутатов низового звена. Она состоялась сегодня на базе ресурсного центра областного департамента образования. Ее участниками стали свыше ста депутатов из районных, поселковых и сельских дум. Видео из Иркутска смотрели и слушали в Тайшете, Зиме, Черемхово, Усолье - там, где имеются филиалы областного ресурсного центра. Предлагаем своеобразный конспект выступления председателя ЗС с оценками важнейших проблем, поднимавшихся по ходу видеоконференции.

О перестройке местного самоуправления

- Прежде всего, хочу поздравить Вас с победой на декабрьских выборах. Особые поздравления тем, кто впервые получил депутатские мандаты. После выборов пролетело два месяца, и многие уже почувствовали, что депутатская работа - не сахар, а сложный каждодневный труд под пристальным взглядом избирателей - ваших земляков.

Нашу видеоконференцию следует расценивать как своеобразный учебный семинар по вопросам местного самоуправления. Это актуальная для всех тема. Она волнует и нас, областных законодателей.

Все мы хотим, чтобы повсеместно - будь-то областной центр, малый город, рабочий посёлок или дальнее село - условия жизни были одинаковыми и цивилизованными. Для выравнивания экономического благополучия, прежде всего, в 2003 году и был принят Закон No131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Его положения увязывают разграничение полномочий, финансов и ответственности между органами власти всех уровней. Предусмотрено четкое распределение доходов и расходов между уровнями власти, а также прозрачная система перераспределения бюджетных средств по всей вертикали.

Если аналогичный закон 1995 года формально уравнивал все муниципалитеты - от города-миллионника до сельского райцентра, то нынешний 131-й закон ориентирован на выстраивание более логичной системы власти с максимальным приближением ее к народу.

О муниципальной реформе

- В соответствии со 131-м законом в Иркутской области и была проведена муниципальная реформа. К 37-ми муниципалитетам, сохранившими за собой статус районных образований, добавилось еще 354 новых, созданных, прежде всего, в сельских поселениях и малых городах. В Усть-Ордынском округе было создано 77 муниципальных образований. Депутатские обязанности в представительных органах местного самоуправления выполняют свыше четырех тысяч человек. В итоге у нас возникла и действует двухуровневая система местного самоуправления.

Законодательное собрание сумело в сжатые сроки принять свыше 50 законов и создать правовой фундамент для реформирования местной власти в соответствии со 131-м Законом. Были определены границы и статус муниципалитетов. Приняты законы по корректировке сроков полномочий ряда городских и районных дум (а также глав администраций); установлению численности состава представительных органов вновь создаваемых муниципальных образований. Существенной переработке подвергся пакет областного выборного законодательства.

Одновременно под защиту были взяты интересы местного самоуправления в областном налоговом и бюджетном законодательстве. Ведь успех муниципальной реформы - и это понятно всем! - впрямую связан с выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для развития территорий. Прежде всего, назову Закон "О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты". Нам удалось увеличить долю отчислений в местные бюджеты с подоходного и транспортного налогов, сохранить за ними все сборы от налога, собираемого по упрощенной схеме, в сфере малого бизнеса. Начал действовать фонд поддержки муниципальных образований. Интересы низового звена учитываются, в первую очередь, при постоянных корректировках областного бюджета.

Реформа местной власти привела к существенным переменам, результаты которых еще предстоит по-настоящему оценить, а главное - нам предстоит научиться жить и работать в новых условиях. Именно от эффективной организации местного самоуправления напрямую зависят качество жизни, уровень и механизмы ответственности власти перед населением и обществом. В конечном итоге повсеместно должны заработать авторитетные органы местного самоуправления, для которых решающим станет слово самих жителей. В результате власть и народ должны сделать шаг навстречу друг другу, а условия жизни в каждом городе и поселке измениться к лучшему. И важно, чтобы эти перемены почувствовал каждый человек.

Главная проблема - бюджетный дефицит

- Однако надо признать, что пока перемены от нового устройства местной власти не особо ощущаются, и, прежде всего, из-за дефицита местных бюджетов. Несмотря на то, что за последние три года вдвое удалось увеличить доходы консолидированного бюджета, говорить о финансовом благополучии не приходится. В 2007 году превышение расходов над доходами в муниципальных образованиях 1-го и 2-го уровней составляло 9 млрд. руб., или 59,4% объема собственных доходов местных бюджетов. Несбалансированность бюджетов особенно заметна на поселенческом уровне. Если по бюджетам муниципальных районов и городских округов она находилась в пределах 6,6 млрд. руб. (47% от собственных доходов), то по бюджетам поселений - в 2,5 млрд. руб., или 308,9% от объема собственных доходов.

Из-за дефицита средств только восемь из 355 вновь образованных муниципальных образований в 2007 году самостоятельно решали все вопросы местного значения. По-прежнему широко практикуется передача полномочий на районный уровень. Особенно беспокоит, что низовая власть отказывается от важнейших полномочий, связанных с землепользованием, составлением генпланов, утверждением местных нормативов градостроительства, расчетом субсидий по коммунальным услугам. И, что особенно тревожно, с формированием и исполнением бюджетов поселений. От этих полномочий полностью или частично отказались в 237 поселениях.

С другой стороны, процесс перераспределения полномочий превращается зачастую в сбрасывание полномочий на низовую власть, которая при этом не получает средств на их выполнение. За последнее время количество вопросов местного значения существенно увеличилось: для поселений с 22 до 34, муниципальных районов - с 20 до 31, городских округов - с 27 до 38. Перечень полномочий вырос, а доходная база низовых бюджетов осталась прежней, а финансовое положение на первом уровне только ухудшилось.

Наша задача в том и состоит, чтобы переломить ситуацию. За последние два года в областном законодательстве появился крупный блок нормативно-правовых актов, который привнес необходимую определенность в закрепление финансовых основ местного самоуправления. Имеются в виду законы о регулировании межбюджетных отношений, наделении местных органов государственными полномочиями, изменения перечня расходных статей, финансируемых из бюджетов. Теперь другим стал и сам принцип предоставления финансовой помощи территориям. Взаиморасчеты ведутся в рамках специальных фондов, включая фонды компенсаций, софинансирования социальных расходов, финансовой поддержки поселений и муниципальных образований.

Развернуться в полную силу местному самоуправлению мешают и другие обстоятельства. Не завершено до сих пор разграничение государственной и муниципальной собственности. Отсутствует адекватная кадастровая оценка земли. Из-за отсутствия налогового и статистического учета в разрезе поселений довольно сложно прогнозировать их доходы, что затрудняет формирование низовых бюджетов. На этих направлениях от нас и требуются энергичные коллективные действия.

Контактам крепнуть

- Со своей стороны мы и дальше будем развивать контакты с депутатами низового звена, укреплять взаимодействие. Уже начата подготовка к проведению очередной серии выездных обучающих семинаров. Эта форма нашего общения возникла два года назад. Ими удается охватить, организовав ежегодно порядка 12-15 кустовых встреч, до двух тысяч депутатов.

Мы реформировали координационный совет по взаимодействию с представительными органами местного самоуправления. В него введены представители от всех муниципалитетов - не только районного, но и поселенческого звена. Ждем от него инициативных действий.

В аппарате ЗС недавно создан отдел по работе с органами местного самоуправления. Активнее выходите на связь с этим отделом. В ближайших его планах - организация стажировок председателей местных дум у нас в ЗС. Рады будем видеть Вас на заседаниях наших депутатских комитетов и комиссий, на сессиях ЗС.

И, конечно, будем усиливать взаимодействие по линии регионального отделения Всероссийского Совета местного самоуправления, по инициативе которого проводится сегодняшняя видеоконференция.

Все наши коллективные действия мы должны сверять с Резолюцией 2-го Съезда депутатов Приангарья, состоявшегося в ноябре 2007 г. В соответствии с решениями Съезда представительные органы местного самоуправления, независимо от ранга должны скорректировать рабочие планы и добиться повышения своей роли в вопросах местного значения.

Мы провели уже второй съезд. И видим, что депутатский корпус стал более организованным, является влиятельным субъектом политической жизни. Влияние депутатов на решение проблем различной категории сложности постоянно возрастает. И этот процесс будет набирать силу.

О предстоящих выборах

- В связи с тем, что 2 марта пройдут выборы Президента России, первостепенное значение приобретает задача обеспечения преемственности государственной политики, а также выполнения перед гражданами обязательств всеми уровнями власти - областной, районной, поселенческой. Вот почему необходимо использовать предвыборную кампанию для укрепления связей с населением, усиления диалога между властью и народом, разъяснения перспектив развития России, обозначенных Президентом Российской Федерации. И одновременно предстоит сделать все, чтобы максимальное число избирателей приняло участие в выборах. Надеюсь, что сегодняшний разговор в рамках видеоконференции поможет лучше разобраться в вопросах, которые всех нас волнуют.

Подчеркну еще раз, главная задача местного самоуправления - добиваться того, чтобы житейские проблемы решались самими людьми в своих интересах. Решались именно там, где живут люди.


30.01.2008
http://www.irk.gov.ru/index.php?IdAction=docs&Event=read&id=2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован