Эксклюзив
Сергеев Олег Леонидович
12 января 2016
4415

Русский язык – платформа нового технологического уклада

Под председательством Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской федерации

К теме образования, как и здравоохраниня, мы должны возвращаться постоянно, она никогда не должна у нас уходить на второй план.

Президент РФ считает: эти фундаментальные области должны иметь положительное продвижение с учетом тенденций глобального, взрывного развития технологий и перехода к новому технологическому укладу.

Приоритет учителя

Подготовка кадров для новой экономики требует от русской школы идти в ногу со временем и даже опережать его, учить овладевать новыми знаниями и умениями, свободно творчески мыслить и стать одной из лучших школ в мире.

Основным созидательным инструментом служит механизм постоянного обновления содержания образования, включающего воспитательную составляющую, не менее значимую, чем обучение, образовательную среду и дополнительное образование,

Главным действующим лицом школы всегда был учитель, мотивированный на постоянное самосовершенствование. На развитие этого качества должно быть направлено повышение квалификации, моральное и материальное поощрение.

Критерием оценки квалификации и потенциала учителя служит качество результатов его деятельности: привить любовь к предмету, помощь в осознании выбора будущей специальности, цели в жизни и в определении будущего учеников.

Объективную оценку учителю могут дать его выпускники и коллеги по профессиональному сообществу с помощью общественных информационно - аналитических механизмов, независимых от аппарата управления образованием.

Президент РФ поставил задачу упорядочить количество контрольно-надзорных мероприятий в отношении школ, не мешать педагогам заниматься своим делом, там, где речь идет о здоровье детей.

Сформировать среду образования, психологический климат в коллективе и обеспечить взаимодействие с аппаратом управления должен директор школы.

Система отбора и профессионального развития директоров школ ныне направлена на овладение ими искусством доведения требований чиновника до каждого учителя.

Бюрократическую, отчетную работу в этих условиях должен взять на себя учредитель школы – муниципальные и региональные органы власти.

Приговор ЕГЭ и раздолбайству в школе

Госсовет продемонстрировал торжество единства  всех думских фракций (Сергей Нарышкин, Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов и Сергей Миронов) в критике  провальных реформ Минобрнауки, проводимых в системе общего образования России, по стандартам европейской школы

Законодатели считают: настало время сказать о необходимости качественного и эффективного анализа, оценки уровня преподавания и качества образования. И что думать надо не вокруг текущих сводок, а десятилетиями.

С 2008 г. в ЕГЭ введен обязательный экзамен по математике и по русскому языку.

Клиповое сознание, продуцируемое ЕГЭ, отразила объективная оценка провала крупнейших конкурсов по математике и по профессиональному мастерству.

Всегда занимавшая первое место в олимпиаде по математике, свою последнюю золотую медаль команда России завоевала в 2007 году. Три года подряд, по 2010 год, она занимала   второе, а с 2011 по 2014 – четвертое место.

В следующем году, впервые за десятилетия наша сборная заняла восьмое место по баллам в общекомандном зачете, а по медалям в Международной математической олимпиаде - 21 место, и даже не вошла  в двадцатку сильнейших.

«Атака ЕГЭ на литературу вызвала эпидемию дислексии, - неспособности думать, понимать прочитанное, соотносить имеющиеся представления с возникающими образами из-за нарушений церебральных процессов («церебро» - головной мозг)» (авт. «Раздолбайство в небе начинается в школе», 2014).

Решить проблему дислексии призвана Концепция преподавания русского языка и литературы в школе. Она рассматривает русский язык как по универсальное средство общения и познания, которое позволяет дать свободу мыслить, формировать умение самостоятельно оценивать книги, входящие в общемировое философское наследие. Главное препятствие - компьютерная зависимость, снижает у первоклассников способность к письму и чтению, по этой причине у них не развивается воображение, без экрана они не в состоянии представить «как мама моет раму». За буквами школьники не улавливают мысль в содержании книг. В дальнейшем им трудно изучать не только гуманитарные, но и естественные предметы и точные науки.

Справка: ребенок в процессе обучения, т.е. в процессе общения и сотрудничества со взрослыми и со своими сверстниками, может достичь большего, чем-то, что входит в пределы его собственных возможностей. Нечто новое ребенок может сделать самостоятельно после того, как он сделал это вместе с другими.

Таким образом, «это обучение является хорошим, которое забегает вперед развития» (Выготский, 1991,с. 386). О таком качестве обучения говорит и Президент РФ.  

Минобрнауки вносит хаос в учебный процесс, большинство его нововведений не решает реальных проблем образования. Сверхбюрократизация – это бич не только средней, но и высшей школы, стонущей от циркуляров министерства.

Электронные инструменты должны помогать образовательному процессу, но при этом не замещать общение между учителем и учеником.

На практике в электронном журнале отмечается активность ребенка по восьми позициям, включая участие в школьных мероприятиях, что отнимает у педагога минимум пять часов в день, необходимых для общение и сотрудничество с учеником. Нет времени на общение с  коллегами.

Отчеты изолируют учителя и от родителей учеников.

Возникает вопрос: звание учитель года Минобрнауки устанавливает для себя, либо для учеников? Почему нет позиции школьника в конкурсе на звание учитель года?

Предлагается пригласить на заседание Госсовета лучшего ученика всей страны, чтобы он передал, что думают школьники о наших учителях..

Классному руководителю, как специалисту профессионалу по воспитательной работе должно принадлежать и достойно оплачиваться первое статусное место в школе.

При отсутствии программы полового и семейного воспитания для учителя необходимо знать психологические особенности школьников каждого пола.

Каторжный, рабский труд ради средней зарплаты ведет педагога к выгоранию, не позволяет ему восполнить свои знания и чувства.

Драконовские правила аттестации педагогических кадров, вопиющая разница зарплат управленческого звена и педагогов, произвол администрации в отношении надбавок, нарушение  трудового законодательства при оплате сверхурочной работы ведет к оттоку кадров, 7.7 процента педагогов думает о смене профессии.

Геополитическое соперничество страны проигрывают на школьной парте и на вузовской скамье. Высокие достижения у нас были, когда бюджет образования составлял 7 % от ВВП. Когда уничтожено профтехобразование, главная  проблема завода - квалифицированный инженер, учиться уже приходится у зарубежных специалистов.

Прежде всего, ребенок должен научиться делать вещи своими руками, а не «тыкать» в клавиши компьютера.

Нельзя унижать детей из бедных семей, в школе должно быть полноценное питание.

Профориентация должна обеспечить равные условия для выбора специальности и будущей профессии с учетом интересов и способностей детей. Соответственно в школа должна иметь профильные классы – и гуманитарные, и технические.

Предлагается засчитывать обучение в суворовском и нахимовском училище в срок воинской службы и организовать подготовку по программе сержанта, чтобы они могли занять должность младшего командира при обучении в военном училище.

В России есть духовное начало, а значит – есть и будущее.

Готовить детей к жизни в технократическом обществе необходимо так, чтобы не потерять мораль, без ущерба для русского языка и российской культуры.

Главная задача любой школы – готовить патриота и гражданина. Главная задача культуры – формировать нравственно здоровых людей. Главная задача власти – обеспечить развитие страны и сплоченность населения.

Необходимо демонстрировать верность лучшим традициям, когда они подтверждают свою гражданственность. Впереди у нас череда знаменательных юбилейных событий первой мировой войны и величайших инженерных свершений истории России, таких как Транссиб. Однако, кроме полководца Жукова дети ни кого не знают.

,Неотъемлемой частью образовательной среды являются театры, музеи, библиотеки, книжные магазины, общественные проекты в сфере патриотического воспитания, движения волонтеров. Необходимо организовать перевод русской литературы на языки народов мира и произведений иностранной литературы на русский,   законодательно защитить авторские права.

В условиях коммерциализации чиновники не видят разницы между книжными и любыми другими магазинами. За последние 10 лет нарастает процесс сокращения организаций дополнительного образования, а также кружков, секций, клубов в образовательных организациях. Перестало существовать пять тысяч таких организаций, которые обеспечивали процесс патриотического воспитания.

Минобрнауки должно создавать новую школу российского, а не европейского образа, брать из истории школы все лучшее.

Когда Министр Ливанов говорит об электронном обучении возникает вопрос о принадлежности программ «электронных мозгов». В ущерб усвоению государственного русского в школе вводится  два иностранных языка.

Наблюдается очень тонкая работа американцев. Этот продукт мы увидели в действии, когда Украина «заплясала». Огромный перекос пока не устранен.

Налицо запрет в СМИ на критику русофобов, антирусских заявлений.

Чиновники федерального уровня допускают провокационный пересмотр истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

В канун 70-летия Победы и триумфальной акции «Бессмертный полк» газета «Известия» опубликовала абсурдное требование Минкультуры России сменить вектор патриотизма с военного на гражданский и реорганизовать программу патриотического воспитания граждан РФ. Внезапный удар по символу единства страны - Крыму нанесло Правительство РФ провокационной ликвидацией вуза с мировой известностью и богатыми традициями, - Крымского государственного медицинского университета им. Георгиевского (авт. «Символ террора», 2015).

Ложный ориентир ЕГЭ

Русский язык – это основа и обучения и общения, и всей нашей жизни, заявила Людмила Вербицкая, - президент Российской академии образования (РАО).

Проблема сохранения яркого, образного прекрасного русского языка – это проблема сохранения безопасности нашей Родины. Данной проблемой занимаются два совета по русскому языку – Совет при Правительстве РФ и Совет при Президенте РФ.  Госдума в течении нескольких месяцев ведет подготовку Концепции преподавания русского языка и литературы. После обсуждения она будет принята.

Речь чиновников, работающих в разных структурах должна быть такой, чтобы никто из пришедших к ним на прием не обратил внимание на ошибки, которые есть (авт. «Фронт третьей мировой войны проходит через стандарт русского языка», 2015).

Обсуждались требования к экзамену по форме речи.. Центр русистики РАО готов в этом помочь на региональном уровне.

В России из 40 тысяч школ в 4 тысячах преподавание идет на национальных языках. Мы должны стремиться к тому, чтобы процесс преподавания был на русском языке. Однако в ряде регионов (в том числе в Башкирии и Татарстане), где русский язык преподается в полном объеме и результаты ЕГЭ неплохие, даже предварительное обсуждение Концепции вызвало волнение. Потребуется вдумчивое и серьезное отношение к решению проблемы государственного языка РФ.

Комментарий автора: проблемы не менее сложного атомного проекта решались не чиновниками из трех ведомств, а учеными лаборатории № 2 АН СССР.

Учитель всегда за все в ответе (П. Астахов)

Более 20 тысяч детей попадают в ДТП по дороге в школу и из школы домой.

Родители узнают о том, что ребенок погиб вечером, когда ребенок не вернулся из школы. Тем не менее, снижая бумажную нагрузку, надо задуматься о том, чтобы учитель думал, где находится мой ученик? Что с ним происходит? Жив он, здоров? Просто прогуливает, или что-то с ним произошло? Необходимо провести, работу со всеми профильными ведомствами, со всеми руководителями образовательных учреждений, чтобы об отсутствии детей в школе сразу знали их родители или законные представители.

Профориентация: вместо игры - реальная деятельность (С. Гиль)

Сегодня в школу агрессивно входит геймфикация, иначе игра.

Очень важно, чтобы в школу пришла деятельность, а не игра, как минимум для начальной школы – наблюдение за окружающим миром, наблюдение деятельностное. А в среднюю школу должно придти то, что называется профессиональными пробами – главный инструмент профориентации.

Профессиональная проба проводится на рабочем месте при решении реальной задачи с наставником, а, не просто посещая предприятие. Это главный сигнал, идущий в компании и предприятия из школы. Сегодня, когда каждый ребенок  - это ресурс, тема таланта – это тема не для избранных, это тема для каждого.

Интересен проект сельских инженерных классов в новосибирской области, где сельские  (не городские) школьники, объединенные с техникумы, колледжами и предприятиями побеждают в Junior Scills Hi-Tech.

В Татарстане сегодня создана коммуникационная площадка, где все мотивированные на свой проект найдут поддержку в компаниях и на предприятиях.

Чтобы оградить школьников России от влияния англоязычных версий игр для компаний, предприятий и школ необходима общая научно-методическая база кооперации по профессиональному самоопределению подрастающего поколения.

Где успешен ЕГЭ и Интернет – там педагога нет

(В. Миклушевский, губернатор Приморского края)

Приоритетный Национальный проект «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», модернизация региональных систем образования кардинально изменили и содержание, и качество, и облик российской школы.

Модернизация сети образовательных учреждений и укрепление их материально-технической базы включала внедрение информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.

В большинстве школ городов и в сел дети учатся в современных условиях.

Впервые за последнее десятилетие в 2014 году доля молодых учителей сравнилась с долей учителей пенсионного возраста. Заработная плата педагогов практически во всех регионах достигает значения средней по соответствующему субъекту.

Заложены основы объективной оценки качества образования – честного ЕГЭ, создается целостная федерально-региональная система оценки качества образования.

Ответственность за общее образование отражена в высокой доле расходов региональных бюджетов и оригинальных моделях развития школьного образования.

Средний объем расходов субъектов РФ на систему образования с 2005 по 2014 год в номинальных ценах вырос почти на 400 процентов.

Доля расходов в консолидированных бюджетах субъектов выросла в среднем с 20% в 2005 до четверти бюджета в 2014 году.

В условиях бюджетных ограничений недопустимо снижать качество и эффективность использования материальной базы обучения при уменьшении общеучебных расходов в общем объеме финансирования образования и возрастании фонда оплаты труда.

В рамках проекта Минкомсвязи по использованию сети Интернет в малых и удаленных населенных пунктах приоритет отдан школам и социокультурным центрам. Для защиты материальной базы образовательного процесса и рационального расхода средств региональных бюджетов предлагается разработать передовые стандарты технического обеспечения школ, в том числе лабораторного оборудования и других учебных средств, а также требования к скорости Интернета.

Как показал анализ, первую очередь на качество школьного образования в регионе оказывают приоритеты управления в сфере образования и науки

Образование и воспитание не ограничено школой. От местных и региональных властей требуется координации культуры, спорта и других сфер развития детей.

Из-за недостаточной межведомственной координации в сельской местности пока не реализована массово модель социокультурного центра с функциями школы и библиотеки, дома культуры и спортивного комплекса.

В профессиональной ориентации учащихся главным партнером школы служит вуз, заинтересованный в абитуриентах и студентах. Перспективным партнером школы в этом процессе становится бизнес, социальная сфера, предприятия и организации. Продуктивны профильные классы «Роснефти» и школы в составе вузов.

Мы мало учим директоров школ. Руководителей муниципальных органов образования никто вообще не учит. Не во всех регионах работают прозрачные и эффективные системы отбора на управленческие должности в образовании.

Приоритетом в выполнении новых сложных задач, которые не решить по инструкции Минобрнауки, должно быть качество лидера.  

В интересах внешкольного обучения и воспитания социальные сети Интернет, куда дети входят бесконтрольно, нужно заполнить образовательным содержанием. В этом случае в новых форматах сетей размещаются одобренные экспертами образовательные и воспитательные ресурсы. По сравнению с затратами на Интернет практически в каждой школе, привлекать только бюджетные средства здесь не обязательно, помочь может и бизнес, и образовательные сообщества.

Сегодня необходимы совершенно новые формы и содержание профессионального развития учителей, что поможет им стать в большей степени наставниками, проводниками в мире знаний, чем просто предметниками. 

Не должно быть плохих школ со стабильно низкими результатами, нельзя выбраковывать детей для улучшения показателей или выдавать аттестаты с «двойками». Чтобы не потерять достигнутое надо бороться за каждого ребенка в любой школе.

Школа, где много детей с трудностями в обучении, с неродным русским языком, девиантным поведением и где происходит потеря функции социального лифта, а не только гимназии и лицеи с благополучными детьми, должна получать специальную поддержку: и методическую, и кадровую и финансовую. 

В отсутствие универсальной модели улучшения качества образования каждый регион должен иметь свою программу поддержки роста уровня этих школ до приемлемого.

Каждая школа, каждый учитель должны поверить в возможность добиться успеха.

Образование без воспитания – это меч в руках сумасшедшего

(А.Никитин, глава администрации Тамбовской области)

Школа должна взять на себя ответственность за выбор каждым молодым человеком своей профессии и взаимодействовать в этом с системой профессионального образования и реальным сектором экономики.

В новых сельских школах сегодня реализуются программы агротехнологической направленности. На базе таких школ открываются колледж-классы и университетские классы. Их выпускники получают вместе с аттестатом зрелости свидетельство рабочей профессии. Профильные образовательные программы реализуют специалисты университета и профессиональных колледжей.

Дистанционные технологии охватывают учащихся из 58 сельских и городских школ, спектр их интересов простирается от молекулярной генетики и биотехнологии до ландшафтной архитектуры и производства продуктов здорового питания.

В работе участвуют будущие работодатели, которые помогают в оснащении школ, предоставляют места для практики, поощряют грантами достижения школьников.

Опыт, нацеленный не только на получение образования, но и на воспитание, исходящий из принципа великого Менделеева: «Образование без воспитания – это меч в руках сумасшедшего», помог создать «Ассоциацию агрошкол России».

При всей важности комплексных решений в рамках программы Правительства РФ по строительству, реконструкции и капитальному строительству школ необходим учет экономической эффективности установки дорогостоящего оборудования для старшеклассников в традиционных школах, где оно будет простаивать. Альтернативой служит новая модель образовательных организаций - ресурсный центр, рассчитанный на 2-5 тыс. школьников в год и реализующий программу инженерно-технологического профиля и молодежного инновационного творчества.

Область вошла в число победителей конкурса «Школа Сколково». Модель крупного городского образовательного кампуса, спроектированные по принципу школ - ступеней, для 2-5 тыс. школьников, уже начата строительством.

Эффективной для сельской местности явилась модель школы в формате социокультурного центра. Однако в рамках программы указанные проекты общеобразовательных организаций не могут быть реализованы без внесения изменений в реестр типовой проектной документации Минстроя России.

Образовательные стандарты: конфликт принципов и требований

Одна из главных задач предстоящего периода развития российской школы  - это повышение роли школьного образования в воспитании подрастающего поколения. Основным инструментом решения этой задачи, уверен Министр образования и науки Дмитрий Ливанов, является новый федеральный образовательный стандарт, который впервые регулирует не образовательный процесс, а образовательные результаты.

Справочно: принцип ФГОС - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах в интересах человека, семьи, общества (ФГОС ДО 17.10.13 № 1155, вступил в силу с 01.01.14).

Именно задача воспитания граждан нашей страны впервые в явном виде поставлена

в новых образовательных стандартах. Невозможно воспитывать лишь на отдельных уроках или специальных мероприятиях.

Воспитание – это задача, которую школа решает совместными усилиями с семьей, обществом, социальными и культурными институтами. Это ключевая идея российского движения школьников, которое создается в интересах развития детей, их вовлечения в социальную практику, для эффективного проведения воспитательной работы. Начало 2016 года станет стартом этого нового движения.

Существенной частью воспитательной работы является профессиональная ориентация. Прежде всего, популяризация высокотехнологичных рабочих профессий в среде школьников. Созданы правовые условия для организации на базе школ профессиональной подготовки по массовым профессиям. Запущено создание ресурсных центров по освоению профессиональных компетенций в соответствии с системой WorldScills, получившей у нас название «Молодые профессионалы».

В регионах РФ местные власти стимулируют предприятия для организации практик и профессиональных проб старшеклассников.

Центральной задачей остается обеспечить единство образовательного пространства при формировании общей гражданской и культурной основы, обеспечении каждому ребенку равных возможностей получения качественного образования.

Министр образования и науки подчеркнул: в исходном варианте вводимых образовательных стандартов были заданы лишь общие требования к результатам образования. Чтобы уточнить базовое содержание образования была проведена конкретизация образовательных результатов по каждому предмету.

В дальнейшем будет сохраняться баланс между обязательными для всех требованиями и возможностями учета разнообразия регионов, школ и учеников.

Это позволит нашим педагогам работать и результативно, и творчески.

Объективная оценка качества образования служит механизмом обеспечения нашего образовательного пространства.

Благодаря принципиальной позиции глав регионов в отношении ЕГЭ удалось получить объективную картину качества работы школ и начать реализацию целевых программ поддержки школ с устойчиво низкими результатами обучения, улучшения обучения по отдельным предметам.

В 2015 году были опробованы всероссийские проверочные работы и запущены национальные исследования качества образования. Выводы по результатам исследований послужат для выработки инструментов поддержки школ, работающих недостаточно хорошо, мотивации для расширения деятельности институтов повышения квалификации учителей.

Выполнена поставленная Президентом РФ задача существенно поднять зарплату педагогов. Чтобы помочь им добиваться современной качественной работы изменены принципы оплаты учителей.

Утвержден профессиональный стандарт педагога, который станет обязательным не ранее 2017 года по мере готовности к нему школ, муниципалитетов и регионов.

В соответствии с поручением Президента РФ будет разработана система карьерного и профессионального роста учителей с учетом в существующей системе аттестации профессионального стандарта и уровней квалификации учителей.

Для позитивного восприятия в обществе образа и моральной поддержки педагога считается необходимым показ новых и лучших советских фильмов, публикации СМИ о достойных представителях учительской профессии, популяризация успешных школьных практик на федеральном и региональном уровне.

Важно договориться, что пора перестать загружать школы избыточными проверками и отчетами. Учителя перегружены и внутренней документацией. Надо ограничить контролирующие организации, чтобы они обращались в школы через учредителей, через муниципалитеты.

В следующем году (2016) будет создана и запущена система для представления информации о каждой школе, включая статистические формы на сайтах школ в формате открытых данных. Чтобы не дублировать эти запросы регионам важно включиться во внедрение этой системы и получать всю информацию из открытых источников в сети Интернет. 

В течение ближайшего десятилетия число школьников увеличится на 3.5 млн. человек и они все должны придти в новые, современные школы. Сегодня, когда много школ с износом  50-70 %, около четверти детей из-за нехватки площадей занимается в две смены. В общей сложности до 2025 года потребуется 6.5 млн. мест в принципиально новых школах с современной средой для обучения и воспитания, пространством для уроков и внеурочной деятельности школьников.

Правительством РФ утверждена программа по содействию регионам в создании новых мест и новой инфраструктуры школьного образования.

С целью повышения роли и качества работы школьных библиотек завершается стандартизация в части современного обустройства школьных пространств.

Министр образования и науки выступил с просьбой к Президенту РФ поддержать проект «Российская электронная школа» для  получения общего образования, полностью или частично, с 1 по 11 класс с использованием электронных ресурсов и дистанционных технологий обучения в сельских школах и в отдаленных местностях, для детей с ограниченными возможностями здоровья и для одаренных детей.

Новый образ ЕГЭ (С.Кочережко. Победитель конкурса «Учитель года» России)

Важно расширить возможности диалога между  учительской общественностью и властью. Сегодня действительно очень много делается для развития системы школьного образования, повышаются зарплаты учителей, улучшаются условия обучения детей и работы учителей. Очевидны позитивные изменения в едином государственном экзамене. Во первых честность ЕГЭ не вызывает сомнений, а во-вторых, модернизируется сам формат ЕГЭ.

С этого года по ряду предметов, в том числе по истории, обществознанию и литературе, было решено отказаться от самых примитивных и шаблонных заданий, в которых четыре варианта ответа и только один из них правильный. При этом усложняется подготовка к экзамену, но достигается главное – мы уходим от «угадайки», за которую долго ругали ЕГЭ. Задания, оставшиеся в ЕГЭ способствуют   

развитию творческого, аналитического, аналитического мышления детей (ФИПИ предлагает задавать только правильные варианты ответа,  авт. «ЕГЭ: кошмарный конец или кошмар без конца?», 2015).

С учетом решения многих проблем при введении стандартов актуальными остаются четыре момента: первое - это строительство новых школ и образовательных комплексов по проекту «Новый образ российской школы», который может дать старт к обновлению российской школы вообще. Речь идет о прорывных центрах, таких как «Сириус», для подготовки одаренных детей в регионах;

Второе: предлагается решить проблему дефицита во многих сельских школах учителей - предметников и образовательных ресурсов при развитии дистанционного образования с качественным Интернетом и доступом к базам электронных ресурсов в рамках проекта Минобрнауки «Российская электронная школа»;

Третье: это проблема непроизводительных затрат основного ресурса педагога – времени из-за бюрократизации, которая множит отчетную документацию.

Четвертое: выравнивание и поддержание возрастного баланса педагогов за счет привлечения молодых специалистов – выпускников вузов и педагогических колледжей в школу и повышения их профессионализма. Эти задачи включают материальную поддержку молодых педагогов, формирование в СМИ положительного образа школы и учительства в обществе, поддержка инициатив ассоциаций молодых учителей, в том числе программ стажировок в самых успешных школах регионов России – как одной из лучших форм повышения квалификации молодого учителя.

Школа – локомотив отечественной микроэлектроники

(Н. Никифоров, Минкомсвязи РФ)

Наша страна ведет самую большую в мире стройку по прокладке линий связи до самых малых населенных пунктов, где проживает более 250 человек. Около 30 миллионов жителей страны получат возможность подключения к сети. Во всех этих населенных пунктах нужно, прежде всего, подключить школы.

Сегодня только 23 региона РФ из 62 заключили трехстороннее соглашение, где четко определено название каждого населенного пункта, куда пройдет этот кабель. От каждой муниципальной школы нужно подать заявку и потребуются соответствующие средства, что будет рассматриваться в регионах в рабочем порядке. 

После прихода высокоскоростных каналов связи возникнет вопрос и о компьютерной технике для оснащения компьютерных классов. По перспективной модели у каждого учителя должен появиться персональный компьютер, ноутбук или планшет. Программы развития российской микроэлектроники необходимо увязывать с этими планами при согласовании с Министром Ливановым.

Приоритетом программы, рассчитанной на российского производителя, могут быть школы, куда за 3-5 лет придут высокоскоростные каналы связи.

Приоритет в развитии - модернизация и реконструкция школ

По мнению Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева предложенная Министром связи Никифоровым программа интернетизации должна быть реализована каждым субъектом РФ, исходя из его финансовых возможностей.

При запуске национальных проектов был дан толчок по линии образования и здравоохранения в расчете, что последующая модернизация будет проводиться в регионах. В трудное время на высшие приоритеты необходимо находить деньги.

Мы начали масштабнейшую реконструкцию, модернизацию и строительство школ, на которую в наступающем году будет выделено из Федерального бюджета 50 млрд. руб. Мы ожидаем соответствующей доли софинансирования от субъектов РФ с учетом отбора проектов повторного применения.

Передовые, продвинутые школы были, есть и будут, но мы должны сегодня опираться на вполне средние проекты повторного применения. Их можно тиражировать, и на чем мы будем экономить деньги для строительства большего числа школ, чтобы к 2025 году ввести в строй школы мощностью 7,5 млн. мест.

Стройки важны, но важнее сохранить непрерывность в образовании. 

Программа, которая начинает действовать касается и ремонта и модернизации с целевым финансированием, что важно для малокомплектных и отдаленных школ.

В начале было слово

Президент РФ В.Путин дал четко понять, что ни один из проблемных вопросов, который поднят, не является второстепенным.

Все важно: и иностранные языки, и языки народов России, и поддержка литературы народов России, потому что она обогащает все. Без того, чтобы Гамзатов переводился или писал на русском языке, и о Дагестане бы никто не вспомнил.

Значение русского языка является непреходящим.

Важны и стройки, и Интернет, и дистанционное обучение, и, конечно, воспитание.

От автора

В Записной книжке штурмана (ЗКШ) есть правило: «Пишем что видим. Чего не видим, того не пишем». Инструментом пеленгования основных идей выступлений на заседании Госсовета служит контент-анализ стенограммы, откуда извлекаются названия, которые по прочтении и редакции даются материалам. Вывод однозначен: учитель русского языка становится главным действующим лицом в геополитической гонке за интеллектуальное лидерство в новом технологическом укладе.

Однако создается впечатление, что на Госсовете был установлен мораторий ссылаться на определющий повестку дня ФЗ «Об образовании в РФ».

По стенограмме ни в одном из выступлений этот ФЗ не был упомянут.

Большинство представителей исполнительной власти остались глухи или не смогли понять значение слов и указаний Президента РФ.

Нет смысла создавать «Российскую электронную школу», если алгоритм обратной связи не настроен на процесс обучения и воспитания, что физически невозможно, когда  в этом ФЗ форма и содержание образовании – одно и тоже.

Где образование и наука  отделены от производства, что лишает чиновника критерия оптимальность и эффективность и открывает шлюзы для лавины бумаг.

Причина роста административной, бумажной нагрузки на учителя в ущерб процессу обучения и воспитания в отсутствии единых стандартов взаимодействия аппарата управления образованием и школы.

Позволительно спросить: где отчетную информацию будет брать учредитель? Ответ – опять в школе. Другой вопрос: что даст его отчет для развития содержания образования? Ответ: ничего, если он не будет полезен для учителя и для учащегося, и когда цели контрольно-надзорных мероприятий далеки от глобальных процессов наступающего нового технологического уклада.

Сергеев Олег Леонидович,  кандидат технических наук, полковник, ветеран РВСН и ГРУ ГШ

E-mail Sergeevolegl @ rambler. ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован