Эксклюзив
16 февраля 2014
9150

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Военная доктрина России и международная безопасность

Main podberezkinin5a
Столь популярный в советское время марксизм,
равно как и его критики имел дело с совсем
другой экономикой и другим обществом[1]

М. Горшков, академик РАН

Военная доктрина... представляет собой систему
официально принятых в государстве взглядов на
подготовку к вооруженной защите и вооруженную
защиту Российской Федерации[2]

Военная доктрина России


Военная безопасность государства - такое состояние нации, общества и государства, которое исключает нанесение неприемлемого ущерба средствами вооруженного насилия. Военная безопасность характеризуется не отсутствием внешних и внутренних угроз, а способностью нации, государства и общества противодействовать эффективному использованию против них военной силы, составная часть национальной и государственной безопасности. Она является производной как от национальной, так и государственной безопасности. Это означает, что рассматривать такое состояние вне этих понятий бессмысленно, как если бы рассматривалось намерение строителей строить верхние этажи без фундамента и нижних этажей[3].

Таким образом понятия "национальная" и "военная" безопасность соотносятся как общее и частное. Вместе с тем по отношению к этим понятиям существует и более общие понятия - "международная" и "региональная" безопасность, которые во многом характеризуют их уровень. Общее представление о соотношении этих понятий дает следующий рисунок.



Как национальная, так и военная безопасность обеспечиваются различными средствами, которые можно объединить в следующие группы:



Обеспечение национальной безопасности и суверенитета России в современных условиях возможно с помощью самых различных средств - дипломатических, экономических, гуманитарных, др. Причем (и это важно отметить) как в первую очередь государственных, так и негосударственных и международных. Например, если дипломатия является исключительной прерогативой государства, то общественная дипломатия может осуществляться как при поддержке государства, так и самостоятельно. То же самое можно сказать об экономических средствах, где нередко используется частный бизнес, образовательных, научных, культурных и пр. негосударственных средствах влияния, среди которых важную роль играют, например, негосударственные СМИ.

Важно подчеркнуть, что в последние годы негосударственные средства влияния стремительно развиваются, превратившись в самостоятельный политический фактор. Вместе с государственными гуманитарными средствами они превратились в мощный политический инструмент, получивший название "мягкой силы". Причем этот инструмент активно используется как самостоятельно, так и в качестве первого этапа враждебных действий, нередко предваряющий собственно военные конфликты и войны.

Иногда говорится о том, что "мягкая сила" не только более эффективнее "жесткой", но и вполне ее заменяет. Это - не соответствует действительности. Как показывает опыт, граница между двумя силовыми формами очень условна, особенно если речь идет о превращении традиционной "мягкой силы" в этап информационно-подготовительный и кибер этап военных действий.

Кроме того без политико-психологического прикрытия военной силы сама по себе "мягкая сила" резко теряет в эффективности. Таким образом среди таких средств по-прежнему важная роль остается за военными средствами. Признание этого очевидного факта, однако, не является до сих пор общепризнанным в российском обществе и элите страны, которые во многом остаются под влиянием оценок, сформировавшихся в 80-е годы ХХ века, когда в правящей элите страны стала модной теория, в соответствии с которой "военная сила потеряла свое значение". Подобная политическая позиция очевидно негативно отразилась на обороноспособности страны. Ситуация стала медленно меняться в последние годы. Можно сказать, что общий политический фон в целом скорректирован в 2010-2013 годах, когда были приняты принципиальные решения в области военной политики, военной доктрины и государственного оборонного заказа (ГОЗ).

Дискуссия в обществе, экспертном сообществе и государственных институтах продолжается. В этой связи необходимо определиться с соотношением понятий "военная доктрина", "национальная", "государственная" и "международная" безопасность "военное строительство" и другими понятиями. К сожалению, в современной российской науке существует разночтение, а в правящей элите - различное понимание содержания этих понятий. В данной работе предполагается, что:

- "военная доктрина" - это система официально принятых взглядов на подготовку вооруженных сил (ВС), вооружений и военной техники (ВиВТ) России, ее партнеров и союзников, и их использование в современных и будущих вооруженных конфликтах и войнах, главной целью которой является достижение политических целей с помощью применения или угрозы применении военной силы, а также обеспечения возможности решения задач национальной, государственной и международной безопасности.

Военная доктрина, по справедливому мнению некоторых экспертов, представляет собой идейный стержень всей военно-политической деятельности государства (военной политики), как одного из направлений общей политики государства, политических партий, общественных организаций и институтов. Военная доктрина затрагивает интересы всех государственных структур, всего общества и всех граждан.

Военная доктрина оказывает решающее влияние на военное строительство как систему мероприятий, в различных сферах (политической, экономической, духовной и др.) жизни нации и собственно военной области, направленных на развитие военной организации государства. При этом целесообразность и масштаб таких мероприятий определяется как развитием основных международных тенденций, так и особенностями национального развития, прежде всего в социально-экономической и научно-технической областях. Важно, чтобы оценка таких трендов не исходила из ведомственной, либо корпоративной логики, известной социологам как "практическая логика (ученых и научных коллективов) в подавляющем большинстве случаев определялась стремлением обеспечить своим институтам положение господствующей организации"[4]. Которая, к сожалению, активно присутствует в общественно-политической и научно-конструкторской жзни России.

Кроме того надо исходить, что если военная доктрина "идейный стержень" общей политики, что предполагается, что намерения государства объявляются открыто. В военной доктрине не должно быть каких-либо закрытых разделов, разработка военной доктрины не может производиться определенной группой лиц в отрыве от общественности и военно-научных кругов, а тем более окончательно формулироваться в закрытых документах;

- "национальная безопасность" - такое состояние нации, государства общества и личности которое характеризуется степенью сохранения национальной идентичности, системы национальных ценностей и защиты национальных и государственных интересов. Высокий уровень национальной безопасности обеспечивает максимально благоприятные внешние условия для развития нации, а также гарантирует внутриполитическую стабильность;

- "государственная безопасность" - состояние государства и его институтов, которое характеризуется уровнем защиты государственных интересов, суверенитета и институтов управления государством;

- "военная сила" - один из инструментов политики, который используется, как правило, после того как другие политические инструменты показали свою неэффективность;

- "международная безопасность" - такое состояние, при котором отсутствуют не только войны и военные конфликты, но и явные - военные и иные угрозы для наций, государств и всего человечества.

Военная доктрина современного государства обязана рассматривать не только вопросы, относящиеся к военной политике, военному строительству и военному искусству, но и вопросы, имеющее косвенное, непрямое отношение к военной организации государств и военно-политических коалиций влияющие на эффективность и целесообразность использования военной силы.

Современная военная доктрина государства является производной, следствием внутренней и внешней политики государства и не может рассматриваться отдельно вне связи с общей политикой страны, состоянием экономики и общества. Особенно важное значение для военной доктрины имеют национальные научные, образовательные и технологические возможности определяющие качество национального человеческого капитала (НЧК), выражающееся в том числе в качестве личного состава военнослужащих, и в качестве вооружений и военной техники (ВиВТ).


________________

[1] Горшков М. Капитал не по Марксу // Российская газета. 2013. 8 ноября. С. 11.

[2] Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ 5 февраля 2010 г. / Эл. ресурс: "Президент России" / http://www.kremlin.ru

[3] Юрьевич А. Идти нам на Хирш? // Независимая газета. 2013. 25 декабря. С. 11.

[4] Ваганов А. ФАНОобразная форма жизни РАН // Независимая газета. 2013. 25 декабря. С. 11.

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован