12 января 2009
1697

Подарки пятого поколения

Российским ВВС в наступившем году обещают новые самолет и вертолет
Летный образец самолета пятого поколения Россия получит к 12 августа 2009 года, то есть к очередному Дню Военно-воздушных сил. В этом же году самолет поднимется в воздух. Об этом на последнем в прошлом году расширенном заседании Государственной комиссии в Летно-испытательном центре компании "Вертолеты России" на аэродроме Чкаловский сообщил главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин (он председатель Госкомиссии). До этого о своей уверенности в том, что новинка непременно поднимется в воздух, главком ВВС доложил руководству Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве страны. По оценке генерала Зелина, "работа над самолетом идет по плану, все задачи выполняются". В наступившем году планируется получить первые три машины, которые находятся в состоянии сборки в разной степени готовности. Никаких причин в невыполнении плана по созданию самолета пятого поколения -- ни в финансировании, ни в способности промышленности, ни в организации работ, по мнению генерала Зелина, нет. Военные эксперты его оптимизм не разделяют.

Главком впервые сообщил и о том, что Военно-воздушные силы разрабатывают также вертолет пятого поколения. Тут предстоят работы, аналогичные созданию самолета пятого поколения. Новый вертолетный комплекс будет способен работать по аэродромным целям, скрытно подходя к ним, над лесистой местностью, в условиях мегаполисов, где есть затруднения в ликвидации террористических групп.

Государственная комиссия уже подписала акты о завершении испытаний новейших российских вертолетов: боевых Ми-28Н "Ночной охотник", Ка-52 "Аллигатор" и учебно-тренировочного "Ансат-У". "Аллигатор" (усовершенствованная двухместная модификация серийного ударного вертолета Ка-50 "Черная акула") прошел первый этап госиспытаний. Правительство приняло решение о выпуске установочной партии этих машин. Ка-52 планируют использовать в подразделениях спецназначения российской армии". "Аллигатор" способен управлять группой вертолетов, выполняя роль "мозгового центра". А вот производство Ка-50 "Черная акула" завершается.

"Ночной охотник" станет основным ударным вертолетом ВВС России. Он предназначен для круглосуточного ведения боевых действий и поражения наземных, надводных и воздушных целей, постановки минных заграждений, оказания огневой поддержки сухопутным войскам. Вертолет оборудован тепловизионным и ТВ-каналами наблюдения, лазерным дальномером, системами навигации по спутнику и по физическим полям Земли. Помимо пушки, вертолет может использовать противотанковые ракеты, ракеты класса "воздух--воздух", бомбы и другое оружие. Максимальная боевая нагрузка 2300 кг.

Ми-28Н по огневой мощи и боевой защищенности не имеет равных в мировом вертолетостроении, говорят военные летчики. Высокие летно-технические характеристики позволяют эффективно использовать вертолет в любых климатических условиях и при любом рельефе местности. При создании Ми-28Н учтены последние требования по снижению радиолокационной, акустической и визуальной заметности. Летные и пилотажные характеристики позволяют вести на Ми-28Н маневренный воздушный бой. Его пилотирование доступно летчикам даже средней квалификации.

На этом вертолете применяются боеприпасы, средства связи и управления, горюче-смазочные материалы, совместимые с используемыми в Сухопутных войсках. Ми-28Н прост в обслуживании и надежен в эксплуатации. У него высокая живучесть и выживаемость экипажа в условиях активного огневого противодействия.

Вертолет "Ансат-У" станет основной учебной машиной ВВС. Теперь предстоит принятие их на вооружение ВВС. Разработка Ми-28Н и Ка-52 началась еще в СССР. Доводка их не раз останавливалась и заново возобновлялась. И вот сегодня к серийному производству новых винтокрылых машин все готово. Разработанный конструкторами Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля боевой Ми-28Н производится в ОАО "Роствертол" в Ростове-на-Дону. Ка-52 разработан в ОАО "Камов", а производиться будет Арсеньевской авиационной компанией "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина" в Приморском крае. Собственно, серийное производство уже началось в конце октября 2008 года. Разработанные на Казанском вертолетном заводе "Ансат-У" готовы к серийному производству на этом предприятии.

Проблемой могут стать двигатели для новых вертолетов. Российские производители оценивают состояние отечественного авиадвигателестроения как критическое и обеспокоены активизацией на российском рынке иностранных разработчиков. "В стране отсутствует полномасштабное серийное производство вертолетных двигателей", -- сказал представитель ОАО "Вертолеты России", дочерней компании корпорации "Оборонпром", управляющей вертолетными активами. Вертолетостроители считают: для налаживания производства качественных двигателей необходимо активное участие государства. Конкурировать с перспективными зарубежными аналогами станет возможно только с реализацией комплексной программы создания научно-технического задела и отработки "прорывных" технологий по элементам, узлам и системам вертолетных двигателей следующего поколения, считают в управляющей компании.

Между тем, Военно-воздушные силы России по поручению президента приступили к модернизации вертолета Ми-28Н и созданию нового Ми-28НМ. Проект тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу по модернизации прошел предварительное согласование в Главном командовании ВВС России. Возможности по модернизации парка вертолетов семейства "Ми" еще далеко не исчерпаны, считают в ВВС.

Вооруженные силы России в ближайшие четыре года должны получить 100 новых боевых и учебных вертолетов. Это позволит повысить боевой потенциал армейской авиации в 2,5--3 раза, особенно за счет ведения боевых действий днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, как на равнине, так и в горной местности. Первыми Ми-28Н получат подразделения армейской авиации самого "горячего" Северо-Кавказского военного округа. В мае 2009 года можно будет увидеть новые вертолеты над Красной площадью во время парада в честь Дня Победы.

Касаясь больной темы -- перспектив переподчинения армейской авиации, Александр Зелин выразил надежду, что "вывода ее из состава ВВС в Сухопутные войска не будет". "Передача армейской авиации в состав Сухопутных войск, я считаю, пока преждевременна", -- сказал главком ВВС. -- У нас сложилась хорошая практика взаимодействия вертолетных подразделений с армейскими частями, которая подтверждает правильность ранее принятых решений". До 2015 года планируется завершить перевооружение всего состава армейской авиации, и главком не исключил в будущем такой передачи. Но в рамках формирования нового облика Вооруженных сил этого не произойдет. Напомним, что начальник Генштаба Николай Макаров на встрече с военными атташе 12 декабря прошлого года в Военной академии Генерального штаба сказал, что место армейской авиации -- именно в Сухопутных войсках.

Сегодня российский оборонно-промышленный комплекс готов поставить новые вертолеты не только собственной армии, но и в другие страны, заявил генеральный директор компании "Вертолеты России" Андрей Шибитов. Директор "Роствертола" Борис Слюсарь сообщил, что Венесуэла намерена приобрести партию "Ночных охотников". Первые вертолеты будут поставлены в эту страну в наступившем году. Всего же сегодня имеются 12 заявок из-за рубежа. "Мы в состоянии удовлетворить потребности всех зарубежных заказчиков в поставках этих вертолетов, наш экспортный потенциал позволяет это сделать", -- сказал глава "Вертолетов России".

Вполне возможно, что из-за задержек в создании Италией ударного вертолета для Турции и после неудачных переговоров с США о приобретении для сухопутных сил Анкары штурмовых вертолетов "Кобра" и "Супер-Кобра" турецкая сторона приобретет российский ударный вертолет. Во всяком случае турецкая газета "Ватан" сообщила, что Турция намерена приобрести у России 32 подержанных боевых Ми-28 за 1 млрд долл. Но пока Россия не получала заявок от Турции.

Смелые заявления главкома Зелина о поступлении в ВВС машин пятого поколения уже в 2009 году эксперты встретили скептически. По их мнению, речь скорее всего идет о Су-37, Су-47 или улучшенных самолетах четвертого поколения, которые имеются в единичных экземплярах. Но о пятом поколении говорить рано -- между испытанием и принятием на вооружение проходит значительно большее время, нежели указал главком ВВС. Многое становится ясно, если сравнить отражающие радиолокационный сигнал поверхности самолетов: у наших Су-34 -- 22 кв. метра, у американских F-22 Raptor -- 0,003 кв. метра.

Опять же не очень понятно, как слова главкома ВВС сочетаются с подписанным в самом конце прошлого года соглашением между российской ОАК и индийским "Хиндустан Аэронотикс Лимитед" (ХАЛ) о разработке истребителя пятого поколения. Ведь по этому контракту Россия и Индия только будут разрабатывать две версии самолета.

12.01.2009
Николай ПОРОСКОВ
www.vremya.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован