26 января 2005
2926

Инна Святенко: Каждый наш шаг - это уменьшение криминала

Не так давно в Московской городской думе прошло заседание "круглого стола" по теме "Территориальные органы самоуправления и безопасность жителей Москвы". "Московская промышленная газета" обратилась за комментарием к одному из разработчиков закона "Об общественных пунктах охраны правопорядка г. Москвы" депутату МГД, главе думской комиссии по безопасности Инне Святенко.

- Как известно, закон "Об общественных пунктах охраны правопорядка г. Москвы" вступил в силу год назад, в январе 2004 г. Суть его заключается в том, что на территории столицы должны быть созданы общественные пункты охраны порядка и при них - советы общественности.

Надо отметить, что помещения, необходимые для пунктов охраны, в Москве есть. Раньше там размещались так называемые опорные пункты милиции, потом их переименовали в общественные пункты охраны правопорядка, а затем, увы, большая часть из них тихо закрылась. Мы с районными властями на местах прошлись по этим помещениям и выяснили, что с ними сегодня происходит. Всего их в Москве 676. Обнаружилось, что в лучшем случае в них ведут прием населения участковые уполномоченные, а в худшем - они сданы в аренду коммерсантам или просто закрыты.

Хотелось бы, учитывая вступивший в силу городской закон "Об общественных пунктах...", законодательно закрепить эти помещения за советами общественности. Надо, чтобы они служили интересам города и его жителей. Без сомнения, общественные пункты и их активисты внесут свой вклад в обеспечение порядка в Москве.

Не надо долго объяснять: проблемы безопасности можно решить только всем миром. А мы лишь критикуем правоохранительные органы: вот, мол, недорабатывают. Но надо четко представлять, что они ничего не могут сделать без помощи населения, так же как и население без обратной связи с ними беспомощно.

Толчком к возрождению в городе общественных пунктов охраны порядка когда-то стала трагедия со взрывами домов на улице Гурьянова и Каширском шоссе. Сразу после них местные жители даже организовали добровольное патрулирование прилегающих территорий, однако время прошло, все забылось и вернулось на круги своя. Да и правоохранительные органы в работе с населением тогда тоже немного расслабились, до следующего теракта!

Повторюсь: в подобной ситуации самое страшное, если все начнут пенять друг на друга. Жители скажут, что виновата милиция, которая нас не охраняет, а милиция, в свою очередь, заявит, что граждане позапирались в своих квартирах и не интересуются ни соседями, ни происходящим в подъезде, ничем вообще!

Поэтому, обговаривая в законе создание советов общественности, мы внесли в него норму о том, что в эти советы в обязательном порядке должен входить местный участковый уполномоченный. Помимо участковых, в совет входят, разумеется, местные жители. В соответствии с законом любой москвич, достигший 18 лет, может записаться в совет общественности. Причем советы должны помогать не только милиции, но и другим органам исполнительной власти на местах, ведь обеспечение безопасности основано как на неких оперативных мерах спецслужб, так и на совершенно элементарной рутинной работе тех же ДЕЗов и управ. Важно, например, есть ли свет в темное время во дворе, работает ли кодовый замок в подъезде, надежно ли закрыты подвалы и чердаки жилых домов, нет ли там бомжей и подозрительных людей... Очень важно, чтобы жители столицы не были равнодушны к этим проблемам по принципу - моя хата с краю, а помогали в их решении.

Главная идея нашего закона: если человек хочет помочь, он должен иметь возможность прийти в пункт охраны порядка и поучаствовать в его работе. И таких активных людей сегодня в Москве очень много. Мы начинали эксперимент по созданию подобных пунктов в Таганском и Щукинском районах столицы. Пошел вал звонков, люди звонили в местные органы власти и спрашивали: где находится общественный пункт охраны правопорядка? Хотим помочь. Были даже сигналы от женщин, которые сидят дома с детьми.

Они звонили, если был сломан замок или домофон в подъезде, сообщали о подозрительных людях во дворе, о хулиганах, ломавших оборудование детских площадок - ведь обострение криминальной ситуации во многих районах города уже начало "доставать" граждан. В результате наш закон оказался одним из немногих, созданных фактически не сверху, а снизу, так сказать, по пожеланиям жителей Москвы.

На сегодня юридический статус граждан, входящих в общественный совет, определяет закон города Москвы. Статус пунктов охраны правопорядка - общественно-государственный, так как их работу поддерживает государство. Оно выделяет помещение, из городского бюджета оплачиваются счета за свет, отопление и прочие текущие коммунальные расходы. С 2005 г. городской бюджет выделяет деньги на зарплату председателям этих общественных советов. Суммы будут небольшими (3 - 4 тыс. рублей в месяц), но для многих пенсионеров-общественников это весьма существенная прибавка к семейному бюджету. Эти люди несут материальную ответственность за имущество пункта охраны порядка.

В состав советов войдут старшие по подъезду, старшие по дому, председатели общественных организаций, которые находятся на данной территории (советы ветеранов, общества инвалидов и т. д.). По желанию в эти советы могут войти и предприниматели. Например, в Щукине в совет вошел председатель местного общества предпринимателей, который живет в этом районе. Он помог обустроить ряд детских площадок во дворах.

Работы у советов немало. К примеру, для обеспечения безопасности детей нужно огораживать многочисленные автостоянки и парковки, ограничивать свободный доступ на проезжую часть возле жилых домов, проводить профилактическую работу с трудными подростками. Необходимо отслеживать и экологическую обстановку на прилегающих к жилым домам территориях и т. д.

Если взять статистику правонарушений по городу, сразу видно, что большая часть правонарушений в Москве происходит на слабоосвещенных, безлюдных участках дворов и улиц, в незакрытых подъездах. И поэтому каждый наш шаг, каждая инициатива по укреплению мер безопасности ведут к уменьшению криминала, к нормализации социальной обстановки в Москве, особенно в ее жилом секторе.

Это заметно в тех районах, где подобные пункты уже работают, регулярно проводятся совещания, на которых граждане, вошедшие в советы, отчитываются о проделанном, планируют работу на ближайшее время. Разумеется, подобные совещания проходят в присутствии представителей местных властей и правоохранительных органов. Между прочим, когда я в свое время внесла в Мосгордуму свой законопроект, первыми, кто поддержал его, были именно участковые, так как наш закон существенно помог им в налаживании полноценной работы с населением.

Записал Борис Глебов
Московская промышленная газета, 26 января 2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован