06 июня 2006
2874

Инна Святенко: 90 миллиардов на безопасность

По данным опроса населения, две трети москвичей считают, что они не защищены в городе от уличной и другой преступности. Основная причина такого положения - разрозненность системы профилактики правонарушений всех уровней, отсутствие комплексности в обеспечении безопасности Москвы. Решить эти задачи должна Комплексная городская целевая программа Профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006 -2010 годы. По просьбе "Петровки, 22" об этой программе рассказывает председатель Комиссии Московской городской Думы по безопасности депутат Инна СВЯТЕНКО.

- Инна Юрьевна, скажите, пожалуйста, чем вызвана необходимость разработки такой программы?

- В прошлом у нас не было Комплексной городской целевой программы, а был целый ряд отдельных подпрограмм: пожарной, радиационной, химической и экологической безопасности, безопасности москвичей в жилом секторе и другие. Сейчас, например, на рассмотрение правительства Москвы вносится закон о программе по продовольственной безопасности. Я думаю, что в дальнейшем этот закон также будет включен в Комплексную программу. Нередко получалось, что в рамках различных программ разные ведомства выполняли одну и ту же задачу. При этом трудно было определить, кто же все-таки ответственен за те или иные действия. Вот, допустим, вопрос пожарной безопасности в школах. Он вроде бы относится к управлению по чрезвычайным ситуациям, но в то же время эта проблема находится и в ведении Департамента образования. И таких перекрестных направлений было множество.

Например, безопасность в жилом секторе. По программе безопасности москвичей в жилом секторе многие подъезды домов были оборудованы системами видеонаблюдения. Эта программа сейчас уже завершается. В то же время работы по устройству систем видеонаблюдения проводились и по программе "Мой двор, мой подъезд". Получалось, что разные ведомства делали одну и ту же работу, и при этом велось перекрестное финансирование, что в принципе неверно. Именно поэтому все основные задачи по профилактике правонарушений были сведены в огромный трактат, который назвали "Комплексная городская целевая программа профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006 - 2010 годы". По каждому направлению программы назначен конкретный исполнитель или несколько исполнителей, что позволит определить точный объем финансирования, а также установить ответственность. В результате программа стала абсолютно прозрачной и легко читаемой: теперь понятно, что делается по вопросам безопасности в области здравоохранения, образования, в жилом секторе и на общественном транспорте. Немаловажным является тот факт, что впервые на безопасность Московского метрополитена были выделены средства из федерального бюджета.

Нельзя сказать, что и раньше не удавалось обеспечить безопасность в городе, но не было критерия оценки безопасности. При формировании программы надо было с этим критерием определиться. Понятно, что в результате выполнения Комплексной программы должно снизиться количество преступлений и число террористических актов, а критерием должен стать уровень доверия населения правоохранительным органам. Эта задача поставлена во главу угла. Если кривая доверия поднимется вверх, это будет означать, что правоохранительные органы добились определенных результатов, повысив эффективность своей работы. Сейчас можно сказать о том, что террористических актов не было на территории города уже полтора года, и в этом заслуга, в том числе и спецслужб, и правоохранительных органов. У нас принимаются серьезные меры безопасности при проведении массовых мероприятий, обеспечена система безопасности в метрополитене, хотя, еще раз повторю, от терроризма никто не застрахован.

- Каковы основные задачи программы?

- Впервые в программе основной задачей поставлена профилактика правонарушений. Мы часто действуем постфактум: что-то случится в школе, и только после этого начинаем снабжать школы "тревожными кнопками" и огораживать заборами. Случилось что-то в больнице, начинаем оснащать системой безопасности больницы. Главной задачей программы является воссоздание системы социальной профилактики, направленной на борьбу с пьянством, алкоголизмом, наркоманией; безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних; незаконной миграцией, а также адаптацией лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Это направление работы также является профилактикой преступности. Зачастую люди, освободившиеся из мест заключения, просто ставятся на учет в ОВД по месту жительства, и вся работа с ними на этом прекращается.

Осуществляется только контроль, а помощи никакой не оказывается, а ведь таким людям на работу устроиться почти невозможно, а чаще всего и жизнь свою устроить тоже нет возможности. В моей депутатской практике было много таких случаев, когда семья отказывалась от близкого человека, который осужден, отбывает срок в местах заключения или уже освободился. Часто жены, пока мужья находятся в заключении, разводятся с ними и выходят снова замуж. Понятно, что в такой ситуации женщину совершенно не устраивает, что вернувшийся из мест заключения бывший муж проживает в той же квартире, где и ее новая семья. Как правило, начинаются скандалы и ссоры, и человек вынужден опять преступить закон, потому что его просто жизнь вынудила это сделать. Это результат того, что работа с людьми, освободившимися из мест лишения свободы, практически не ведется.

Помимо этого у нас очень серьезная проблема с несовершеннолетними подростками, нарушающими закон. Да, есть и комиссии по делам несовершеннолетних, и органы опеки и попечительства, но работа, которую должны проводить эти организации, например, контролировать, учатся подростки или работают и как проводят свой досуг, ведется в недостаточном объеме. Программой предусматриваются меры по усилению профилактической работы среди несовершеннолетних правонарушителей и адаптации трудных подростков к здоровому образу жизни. Планируется повышение эффективности профилактики правонарушений в образовательных учреждениях всех типов и видов, незаконного оборота и употребления наркотиков, пьянства и алкоголизма среди учащихся.

Проблема есть и с выпускниками интернатов и детских домов, которые, согласно законодательству, получают жилье. А что происходит дальше? А дальше этих детей, совершенно не приспособленных к жизни, быстро находят мошенники и обманным путем у них квартиру покупают, а то и просто отбирают. В результате выпускники интернатов и детских домов оказываются на улице, и часть из них становится потенциальными преступниками, потому что жить-то им на что-то надо. В связи с этим в принятой программе предусматриваются меры по повышению уровня социальной защищенности детей-сирот и предотвращения попадания их в криминальную среду. Помимо профилактических в программу включены мероприятия, направленные на усиление борьбы с терроризмом, повышение раскрываемости преступлений, в первую очередь, тяжких и особо тяжких, повышение результатов в борьбе с экономическими преступлениями, коррупцией и организованной преступностью; пресечение каналов незаконной миграции и выдворение незаконных мигрантов из города; взятие под особый оперативный контроль криминальных районов города.

- Какие результаты ожидаются в ходе выполнения Комплексной программы?

- Планируется снижение преступности и оздоровление обстановки на улицах и в других общественных местах, повышение раскрываемости преступлений и рост доверия населения правоохранительным органам, а также уменьшение уровня аварийности на объектах инфраструктуры города. Выполнение каждого направления программы должно принести свои результаты. Например, видеонаблюдение в жилом секторе - это снижение количества квартирных краж, система же безопасности в метро - снизит число преступлений на метрополитене, в том числе и краж, а мы знаем, сколько в метро выхватывают сумочек и снимают шапок зимой. Выполнение же программы в целом позволит превратить Москву в безопасный город.

- Сколько средств выделяется на выполнение программы?

- Реализацию программы предполагается осуществлять за счет финансирования из средств федерального бюджета и бюджета города Москвы, средств целевых бюджетных фондов развития территорий и ежегодных инвестиционных программ города Москвы. Объем финансирования внушительный - более 90 млрд рублей, причем из городского бюджета выделяется почти 81 млрд рублей, а из федерального бюджета - 1,1 млрд рублей. Мне все время задают вопрос, неужели вы столько денег потратите на эту программу, но 90 млрд рублей - это ведь на пять лет. А что дороже для человека, кроме его жизни? Это самое дорогое, что у нас есть. Получается, что если у нас нет системы безопасности, тогда незачем развивать здравоохранение и образование, поскольку люди будут искать такое место для проживания, где, может быть, меньше развита социальная сфера, но более безопасно, где они будут уверены, что их не убьют и не ограбят. Вот почему так важно, чтобы москвичи в своем городе чувствовали себя в безопасности.

Людмила Столетнева
Петровка, 22, 6 июня 2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован