02 февраля 2004
2716

Анатолий Торкунов. Давление на Пхеньян чревато катастрофой

Силовое решение, военные акции против КНДР - это прямой шаг к большой войне, к катастрофе, которая обрушится на Южную Корею и другие близлежащие страны. Курс на удушение КНДР может вызвать тяжелые социальные последствия, усугубить нелегкое положение простых корейцев и в конечном итоге также вылиться в военный конфликт.

ПХЕНЬЯН - СЕУЛ

Стержень корейской проблемы образуют внутрикорейские отношения. Законсервированным остается коренной вопрос, который возник в результате Второй мировой и последовавшей за ней холодной войны, - раздел корейской нации, жившей более десяти веков в рамках единого государства, имеющей многовековые общие культурно-духовные традиции и язык, создавшей уникальную цивилизацию с двухтысячелетней летописной историей.

Северу и Югу так и не удалось наладить устойчивый и продуктивный диалог по вопросам сотрудничества, военной безопасности и путей воссоединения. По сути опрокинутыми оказались договоренности начала 90-х годов прошлого века, которые, казалось, могли бы привести к военной разрядке. В обеих Кореях проживает 70 миллионов человек (47 - на Юге, 23 - на Севере)), под ружьем из них находится 1, 9 миллиона (690 тысяч - на Юге, 1110 тысяч - на Севере)), еще 10 тысяч относятся к резервистам. На Юге, на 40 базах, также размещены 37 тысяч американских солдат. В целом на Корейском полуострове насчитывается более 6 тысяч танков, 5 тысяч бронетранспортеров, тысячи самолетов.

Негативное воздействие на ситуацию оказывает глубокий экономический кризис, длительное время бушующий в Северной Корее. Прекращение экономической помощи со стороны СССР (России) в конце 80-х годов и серьезные природные катаклизмы середины 90-х практически парализовали народное хозяйство Северной Кореи. В стране ощущается острая нехватка электроэнергии, топлива, продуктов питания и предметов массового потребления. Попытки осуществить изменения в экономической политике (резкое повышение цен на основные продукты питания с одновременным ростом заработной платы: цены возросли в 40-60 раз, а зарплата - в 10-20 раз) и расширение рыночной торговли не дают желаемых результатов. В стране продолжает действовать карточная система. Простаивает 80 процентов промышленных предприятий, миллион человек не имеют работы. Ежегодно страна получает в качестве международной гуманитарной помощи до миллиона тонн продовольствия (реальная потребность в три раза больше). Растет внешний долг. По оценкам экспертов, он равен 25 миллиардам долларов.

Кризис порождает коррупцию на всех уровнях, рост преступности, воровства. Существующая здесь система не в состоянии справиться с этими явлениями. Политическая элита демонстрирует неспособность принять меры по оздоровлению экономической ситуации в стране, улучшению материального положения населения.

В условиях жесточайшего кризиса руководство КНДР сделало ставку на форсирование милитаризации северокорейского общества. Поставлена задача утвердить во всем обществе "революционный воинский дух", выдвинут лозунг: "Армия - авангард общества". Страна превращена в "осажденную крепость", армия стала доминирующей силой в реализации задач укрепления "социализма корейского образца".

В конце 90-х годов в КНДР стали активно пропагандировать концепцию "строительства могущественной державы". Эта концепция включает три составляющие - идеологическую, военную и экономическую. Первые две, как утверждается, уже претворены в жизнь. Идеология "чучхе"... самостоятельность, "человек - хозяин всему" - стала доминирующей доктриной общества (осуществлена так называемая "чучхеизация" всего общества). В военном отношении КНДР превратилась в "мощную непобедимую державу".

Осталось достроить экономический фундамент. Как это сделать - северокорейские теоретики умалчивают.

Между корейцами Севера и Юга в силу самоизоляции КНДР растет психологический барьер, углубляются социокультурные и иные различия. Полностью обособленный характер носят и экономики обеих стран. Однако прагматическая основа для продвижения диалога "Север - Юг" по-прежнему существует. Ким Чен Ир и его окружение ставят во главу угла задачу выживания, осуществление которой возможно, по их мнению, лишь в условиях сохранения северокорейской государственности. Со своей стороны, Южная Корея не желает "обвального объединения", потому что не готова к нему (оно могло бы стать для Республики Корея экономической и социальной катастрофой). По оценкам, обеспечение более или менее "бархатного" объединения потребовало бы затрат на сумму более чем 500 миллиардов долларов.

В обозримой перспективе Сеул заинтересован в самостоятельности северокорейского государства, развитии с ним сотрудничества - конечно, при условии снижения уровня его непредсказуемости и отказа от ядерных амбиций. Поэтому Южная Корея и оказывает гуманитарную помощь КНДР, не прекращая ее даже в нынешней кризисной ситуации.

СОХРАНЕНИЕ ДВУХ ГОСУДАРСТВ

Важнейшей составляющей корейского вопроса является комплекс взаимоотношений обеих Корей с внешним миром. Южной Корее за последние 10-15 лет удалось серьезно упрочить свои международные позиции. Сеул пытается занять место посредника в урегулировании отношений КНДР с внешним миром, в первую очередь с США. Пхеньян по-прежнему далек от решения базовых вопросов своей внешней политики, и прежде всего нормализации отношений с Японией и США.

США, Россия, Китай и Япония крайне заинтересованы в упрочнении своих позиций в этом стратегическом регионе. Китай остается единственной страной, имеющей военно-политический договор с Севером, Юг же для него - третий торгово-экономический партнер. Япония до сих пор не урегулировала отношения с КНДР. Общественное мнение в этой стране ратует сегодня за ужесточение политики в отношении Пхеньяна (страх перед северокорейскими ракетами, эмоции по поводу похищенных японцев). Одновременно у Токио сохраняются традиционные и появляются новые противоречия с Сеулом. США, обеспечивающие своему союзнику - Южной Корее - "ядерный зонтик", все больше рассматривают эту страну, да и весь Корейский полуостров, сквозь призму стратегического соперничества с Китаем в XXI веке. Все указанные страны выступают против пересечения Пхеньяном "красной черты", за его возвращение в Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Китай и Япония заинтересованы в сохранении двух государств на Корейском полуострове. Пекин ратует за реформирование Северной Кореи по китайскому образцу и оказывает давление на Пхеньян в ядерных делах. Токио опасается, что любые военные акции против КНДР могут иметь тяжелые последствия для территории Японии.

Интересы России на Корейском полуострове определяются тем, что от положения в Корее зависит безопасность России и перспективы развития российского Дальнего Востока. Повышение эффективности российской политики лежит в плоскости создания механизма более тесной координации с Китаем, США, Японией и ЕС в обеспечении безъядерного статуса полуострова и в осуществлении мер доверия. Особое значение имеет намерение содействовать вместе с китайцами и другими партнерами осуществлению в Северной Корее поэтапных реформ, которые позволили бы ей преодолеть экономический кризис, выйти на масштабное экономическое сотрудничество со своими соседями и внешним миром в целом.

Самая же актуальная задача - преодолеть острую фазу нынешнего кризиса вокруг ядерной и ракетной программ КНДР. Россия выдвинула так называемое "пакетное соглашение", включающее провозглашение безъядерного статуса Корейского полуострова; строгое соблюдение Договора о нераспространении ядерного оружия; выполнение всеми сторонами своих обязательств, включая Рамочное соглашение 1994 года; проведение диалога между заинтересованными сторонами; обеспечение гарантий безопасности КНДР.

ПРОСТОГО РЕШЕНИЯ НЕТ

У "корейского вопроса" нет простого решения. Силовое решение, военные акции против КНДР - это прямой шаг к большой войне, к катастрофе, которая обрушится на Южную Корею и другие близлежащие страны. Курс на удушение КНДР может вызвать тяжелые социальные последствия, усугубить нелегкое положение простых корейцев, привести к неконтролируемой миграции и в конечном итоге также вылиться в военный конфликт.

Международному сообществу следует в практическом плане рассмотреть вопрос о долговременном сосуществовании двух государств. В процессе движения к эвентуальному объединению должны быть учтены интересы обеих частей Кореи и их правящих элит. Выживание КНДР и обеспечение хотя бы минимального уровня жизни ее населения являются ключом к стабильности в Корее. Северная Корея, осознающая свою относительную безопасность, - намного более надежный партнер для диалога и намного более подходящая площадка для социально-экономического прогресса реформ, чем находящаяся в изоляции, а тем более под бременем санкций страна.

Можно выделить следующие задачи политики России в корейском урегулировании.

Во-первых, вести со всеми партнерами работу по предоставлению КНДР реальных гарантий безопасности и одновременно решать с Пхеньяном острые проблемы по части корейских ракетных, ядерных и иных реальных или гипотетических военных программ. Подписывать соответствующие соглашения. Очевидно, однако, что для КНДР только подписанных договоренностей будет недостаточно. И здесь Россия и Китай могли бы сыграть роль гарантов, выступая на многосторонней основе.

Во-вторых, нельзя допускать дальнейшего экономического падения КНДР, следует обеспечить многостороннюю помощь продовольствием и энергоносителями, поддержку в таких отраслях, как сельское хозяйство, энергетика, транспорт. Экономическую стратегию можно выработать совместно с северокорейским руководством.

В обозримой перспективе Сеул должен играть ведущую роль в оказании содействия экономическому оздоровлению КНДР. Немаловажное значение могут иметь трехсторонние проекты КНДР - РК - Россия.

Москва должна активно продолжать линию на мирное политическое разрешение кризиса.



Анатолий ТОРКУНОВ
"ФельдПочта"
02.02.2004
http://www.torkunov.mgimo.ru/k02_02_04.php
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован