15 августа 2008
10431

Алексей Подберезкин: `ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛЪ`, том 2, глава 2, `Принципиальное изменение роли креативного класса в современном мире как главное условие `Большого скачка`

"Люди познания, обучения и созидания
определяют положение страны в мировом
сообществе в эпоху бурного развития
технологий" !

Ю.Магаршак

Реализация идеи "Большого скачка" потребует, прежде всего, формирования целого социального слоя "креативного класса". Иными словами проблема (количественная) роста экономики и (качественная) развития экономики России это проблема не столько экономическая, сколько социальная и, в конечном счете, политическая. Уместно в этой связи замечание одного из генералов ФСБ, пишущего под псевдонимом, о том, что после этапа становления социально-экономических отношений нового типа всегда приходит этап выбора вектора дальнейшего развития - вправо или влево. А это опять другая ипостась.

Здесь все дело в команде, сформированной для решения стратегических задач по принципу компетентности.

Компетентность и надежность - диалектически противоположные категории .

Сказанное имеет самое прямое отношение к периоду 2008 года, когда может и должна произойти главная смена политической элиты. Уже не по принципу "преданности" (который для этапа 2000-2008 гг. был определяющим), а по принципу "компетентности". Внешне эта кадровая проблема таковой отнюдь не является. Это проблема прихода к управлению (и, конечно, власти) представителей "креативного класса".

Действительно, компетентность, особенно в идеологической области и связанных с ней проблемах экономики и безопасности, выходит на первый уровень требований к новому государственному управлению, действующему в относительно стабильных социально-экономических условиях. Это связано с несколькими причинами.

Во-первых, с тенденцией резкого роста значения креативного класса. Рост "креативного класса" можно искусственно сдерживать, либо развивать. Соответственно новое качество государственного и общественного управления, прежде всего, компетентность и динамизм, возможно, только при наличии физических носителей этого качества - представителей креативного класса.

Во-вторых, возросшими требованиями к компетентности руководителя в новых условиях опережающего развития, когда руководителю требуется уже не поддерживать внутриполитическую стабильность, а, скорее, нарушать ее. Надо понимать, что опережающее, быстрое развитие это антипод стабильности. Даже если ты начинаешь двигаться, встав с дивана, а тем более бежать, то ты приобретаешь неустойчивость, т.е. нестабильность. Самое стабильное положение - на кровати. Бег - это уже нестабильность.

В-третьих, с повсеместным превращением граждан в лиц с высшим образованием, обладающим огромным доступом практически к любой информации, т.е. расширением социальной среды для "креативного класса".

Народ, объективно стремительно превращается в социальную группу высокообразованных и информированных граждан, "за скобками" которой остается незначительная маргинальная часть. Управлять таким народом без идеологов, обладающих глубокими общественными знаниями, становится невозможно.

Таким образом, возникает цепочка: достижение ведущих позиций государства в мире невозможно без опережающего социально-экономического развития. Более того, даже сохранение суверенитета и нации без этого уже невозможны. В свою очередь такое развитие в XXI веке невозможно без сознательной ставки на развитие человеческого потенциала, который, в свою очередь, определяется не только демографическими и социально-экономическими, но и качественными параметрами - прежде всего степенью развития и участия в общественно-экономической жизни общества социальных групп, получивших название "креативный класс".

При этом, решая обязательные задачи социально-экономического развития (что находится уже сегодня на повестке дня деятельности Правительства), создается база для формирования и роста креативных социальных групп. Это и есть главная задача, пока что не осознаваемая. И наоборот: появление, и развитие таких групп является лучшим катализатором развития экономики и общественно-политической системы. В этом смысле "стратегия социального императива", о которой заговорили в 2008 году, является обязательным условием современного развития государства.

Более того, говоря о "технологическом рывке", следует иметь в виду, что, на мой взгляд, существует как узкое, так и широкое понимание этого понятия. Узкое понимание предполагает ускорение технологического развития, даже "перескакивание" через его отдельные этапы. Как справедливо говорит С.В.Чемезов, "переход с четвертого сразу же на шестой технологический этап" . При этом предполагается набор тактических мер (выбор приоритетных направлений, концентрация ресурсов, т.д.). Но именно тактических, имеющих решающее значение на ближайшие 3-5 лет, может быть, 8-10 лет.

"Узкое" понимание термина "технологический рывок" очень важный шаг в развитии сознания правящей элиты России. Я много искал и говорил о необходимости этого очевидного действия в этом и прошлом десятилетии, исходя из простой логики развития научно-технической революции. Поэтому осознание к 2008 году элитой этой закономерности - естественный, хотя и запоздалый шаг. Запоздалый, как минимум, на два десятилетия.

Но сегодня очень важно понимать, что параллельно с реализацией концепции "технологического рывка" в ее узком смысле важно не потерять также время на развитие этой идеи в широком смысле этого понятия - социальном культурном, духовном. "Большой скачок" - это реализация сдерживаемых до последнего времени колоссальных возможностей нации, ее потенциалов и факторов, которые могут дать фантастический импульс в развитие самосознания, культуры, духовности и, как следствие, - экономики и социальной сферы.

Широкое понимание "технологического рывка", предполагает развитие социальной сферы (прежде всего профессиональных и креативных групп населения), опережающее развитие не только образования и технологий, но и - очень важно уже сейчас это иметь в виду - фундаментальной науки, культуры и искусства.

Именно поэтому возможность и необходимость "технологического рывка" России следует сегодня рассматривать в широком контексте, но, прежде всего через различные аспекты формирования креативного класса, который и будет являться главной движущей силой "Большого скачка".

Таким образом "Большой скачок" это составная часть идеологии опережающего развития России, которая выходит далеко за пределы только социально-экономического измерения и макроэкономических показателей. "Большой скачок" - это качественно новый этап в развитии нации, предполагающий, прежде всего, выход на политическую и экономическую авансцены нового массового креативного класса.

Алексей Подберезкин - академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор.

15 августа 2008 года.
www.nasledie.ru



Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован