Эксклюзив
Арцыков Владимир Георгиевич
31 мая 2018
1651

Алексей Николаев – руководитель из золотого фонда России.

1 июня 2018 года исполняется год, как рядом с нами нет Алексея Васильевича Николаева, но в наших сердцах память о нём останется навсегда.
Main dsc 2092

Алексей Васильевич 35 лет своей жизни посвятил Волжскому автомобильному заводу.  Он начал свою трудовую деятельность на заводе в должности старшего инженера-технолога корпуса «шасси» механосборочного производства и прошёл все должности от инженера до президента-генерального директора ОАО «АВТОВАЗ».

В 1996 — 2002 годах – президент-генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ». Член Российской инженерной академии, член Ротари клуба «Тольятти», лауреат Государственной премии СССР в области техники (1980), удостоен звания «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации». Награждён орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденом Православной церкви.

            Решением Тольяттинской городской Думы от 10 мая 2000 года за особые заслуги перед городским сообществом Алексею Васильевичу Николаеву присвоено звание «Почётный гражданин города Тольятти».

            Скончался в Тольятти 1 июня 2017 года.

Сегодня мы публикуем воспоминания соратников Алексея Васильевича Николаева.

Николай Ляченков: Мне импонировал его стиль руководства.

            Алексей Васильевич был человеком высочайшей порядочности. Он никогда и ни при каких обстоятельствах не изменил этому своему качеству. Какие только не случались перипетии на заводе, он никогда не поступился совестью, своими убеждениями. Он был человеком цельного характера, целеустремлённый, спокойный. Может быть, в его душе что-то и творилось в сложных ситуациях, но он никогда не показал нервозности, вспыльчивости.    Алексей Васильевич был очень уважительным к людям. Мне приходилось работать со всеми генеральными директорами, с разными руководителями и на своём уровне и выше, и ниже. Очень часто я наблюдал, как некоторые руководители пытались управлять своими коллективами через попытку разбить на группы людей и противопоставлять одних против других. Им казалось, что таким образом они смогут получать объективную информацию. Николаев категорически не поддерживал такой принцип управления. Он ко всем относился ровно, не допускал никакой групповщины и никакого наушничества.          Алексей Васильевич многое перенял от Полякова В.Н. и, безусловно, самой сильной стороной было его отношение к людям. Он никогда ни на кого не повышал голос, был ровным в отношениях со всеми. Проводя заседания правления, даже в самых сложных вопросах он никогда не допускал нервозности. Обрисовывал ситуацию таким образом, чтобы люди поняли всю сложность положения и поверили в то, что выход из этой ситуации возможен – и они смогут найти этот выход! Он внимательно выслушивал своих сотрудников и никогда не обрывал на полуслове. Это была огромная вера в своих сотрудников.

            Мне пришлось с Николаевым работать очень долгое время ещё с КВЦ – он тогда был директором, а я его заместителем по производству. Алексей Васильевич умел формировать команду. Я видел, с каким уважением к нему относились люди. Мне импонировал его стиль руководства, и за многие годы совместной работы я не помню, чтобы у нас были хоть какие-то конфликтные ситуации – мы всегда находили разумные решения.

            Николаев никогда не разделял автозавод и город. Такое отношение было заложено ещё Поляковым. Поэтому Алексей Васильевич во многом помогал Жилкину, чтобы он состоялся как успешный глава города. Николаев, даже при всей финансовой сложности на самом заводе, находил возможности для помощи городу. Например, без его довольно смелого решения в городе не было бы такого Храма в Автозаводском районе.

Владимир Кучай: Такие руководители, как Николаев, – это золотой фонд России и их можно пересчитать по пальцам. Непосредственное общение мое с Алексеем Васильевичем происходило после моего назначения на должность заместителя генерального директора по маркетингу и торговле автомобилями. До этого назначения я не был в каком-либо близком его окружении и, тем не менее, начальником управления я проработал всего 4 года, когда Николаев назначил меня заместителем генерального директора.

            Заслуга Николаева прежде всего в том, что в самые тяжелейшие времена, когда остановились практически все обрабатывающие машиностроительные гиганты по всему бывшему СССР, мы в эти лихие годы сохранили завод, выплатили и погасили все задолженности, в первую очередь перед работающими на заводе людьми, перед бюджетом РФ, и начали зарабатывать устойчивую прибыль, которой уже хватало не только на текущие нужды, но и на развитие, социальную сферу, и оказывали помощь городу. Поэтому умалять эти заслуги невозможно.

            В те годы, когда не было денежной массы для расчетов, когда не работали законы, были случаи нарушения трудовой и производственной дисциплины, Алексей Васильевич сумел своим авторитетом, своими уникальными чертами характера не только сплотить коллектив, сохранив завод, но и развивать его. Ставились на производство новые модели, расширялись рынки сбыта.

            В общении с генеральным я не помню, чтобы он выходил из себя. Если это и происходило в редчайших случаях, то это было как-то не зло и по справедливости. Он никогда не позволял себе сорваться понапрасну. Если что-то не получалось по объективным причинам, то он всегда имел мудрость выслушать, не давал никаких своих советов вперед и не делал скоропалительных выводов. Алексей Васильевич очень доверял тем руководителям, которых сам назначил. Он верил в человека, верил в его знания и квалификацию.

            Сам был очень работоспособным. Неоднократно были случаи, когда мы возвращались из командировки под утро в 4 часа, а в 7.15 он уже проводил селекторное совещание. Такие руководители, как Николаев – это золотой фонд России, и их, очевидно, можно пересчитать по пальцам.

            Ранее неофициально на заводе было принято решение не сообщать о дефектах автомобиля в эксплуатации публично. Отзывы по обнаруженным дефектам, конечно, делались, но всё это было негласно. Мы уже понимали, что этот вопрос когда-то должен быть поставлен. Все мировые бренды публично заявляли в средствах массовой информации об отзывах своих автомобилей и называли даже их количество. И вот в обсуждении с Алексеем Васильевичем эта проблема была поднята, тщательно обсуждена со всех сторон, и он дал разрешение на публичную процедуру по отзывам автомобилей с обнаруженными производственными дефектами. После этого решения наши официальные дилеры стали персонально приглашать владельцев таких автомобилей на бесплатное устранение этих недостатков. Кстати, это решение Николаева было связано с его характером: он не боялся общения с людьми. Он предпочитал не скрывать проблемы, а объяснять их причины и исправлять в назначенные сроки.

            Он верил в людей, в социальную справедливость, и ему была присуща уникальная способность понимать человека. Николаев мог одинаково на равных разговаривать как с высшим инженерным составом, так и с рабочими. Люди ему верили потому, что если он что-то пообещает, то сделает, а если объективные причины не позволят ему выполнить обещанное, то он обязательно объяснится с людьми.

            Как правило, крупные объединения, политические структуры возглавляют люди авторитарного типа, которые знают всё о финансах, об экономике, о конструкциях и т.д. Они разбираются во всём. Уникальность Николаева заключалась в том, что он никогда без причин не принимал скоропалительных решений. Он всегда выслушивал специалистов и полностью им доверял. При этом каждый на своём месте должен быть полностью компетентным на своём участке ответственности. Также он мог точно выбрать и принять иногда из противоречивых мнений отдельных руководителей правильное решение.

 

Владимир Воробьёв: Алексей Васильевич Николаев – наследный моторостроитель ярославской школы, практик, нестандартно мыслящий человек.

Моё первое знакомство с ним произошло на Димитровградском автоагрегатном заводе, куда он меня совершенно неожиданно пригласил для передачи опыта технологической работы и обучения местных специалистов. Для меня это было оригинальным решением руководителя первого ранга, давшего эффективный результат.

            Не менее оригинальное решение Алексей Васильевич принял в тяжелейшее для ВАЗа время переходного периода. Кризис хронических неплатежей он существенно смягчил согласованным решением временной задержки зарплаты всему менеджменту завода. Используя уважение руководителей смежных предприятий города и ближайших филиалов завода («Пластик», «ДААЗ», «БЗАН», «Скопино»), договорился о временной отсрочке платежей за поставленную продукцию, что существенно спасло финансовую устойчивость ВАЗа.

            В тяжёлое время для завода руководить могли только такие замечательные люди, как Алексей Васильевич. Светлая память о нем.

Воспоминания других соратников А.В.Николаева читайте в следующих публикациях.

В.Арцыков. По материалам газеты «Семь Верст», www.7verst.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован