19 ноября 2012
15465

3. Социальная политика и опережающее развитие

Теневой бизнес власти лишает политику
динамики ("эффект велосипеда")[1].

А. Рубцов

Социологи утверждают, акцентируют "моральную аберрацию"
мышления наших политиков - его дистанцирование от
нравственных ценностей и ориентиров, которые вытеснены
в нем категориями экономического характера...[2].

А. Юревич


Социальная политика стала синонимом нравственной атмосферы в обществе. Особенно в 2010-2011 годы, когда тема социальной и национальной справедливости "вышла на улицу". Уверен, что социальное неблагополучие может трансформироваться в национальное, а в итоге может произойти социальный взрыв, легализирующий социальное недовольство и нравственный упадок. А.В. Юревич справедливо подводит итог: "...Экономисты считают, что "среди составляющих той непомерной социальной цены, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы в России, - пренебрежение нравственно-психологическим миром человека", подчеркивают "интенсивное искоренение морально-этической составляющей из социального бытия". По мнению ведущих представителей этой науки, "нарушения общественной морали, норм социальной справедливости, представлений о гражданской чести и ответственности встречаются у нас на каждом шагу". Искусствоведы отмечают формирование "тотально аморальной системы". Философы полагают, что "сегодня мы не имеем коллективных представлений о различии добра и зла, о том, что такое сострадание, справедливость, жалость, милость, доброта, хороший тон, правильная речь, самоуважение, уважение к другому, потеряло смысл традиционно русское понятие правды". А психологи, опираясь на результаты своих исследований, констатируют, что "Россия на долгие годы оказалась "естественной лабораторией", где нравственность и правовое сознание граждан проходили суровые испытания", что подтверждается динамикой разработанного ими индекса нравственного состояния общества (ИНСО) и его соотношением с соответствующим показателем в других странах Центральной и Восточной Европы (рис.)[3].



Обоснованность приведенных оценок нравственного состояния нашего общества подтверждается как хорошо известными бытовыми примерами, так и очень печальной статистикой. Количество убийств на 100 тыс. жителей в России сейчас почти в четыре раза больше, чем в США (где ситуация в этом отношении тоже очень неблагополучна), и примерно в 10 раз превышает их распространённость в большинстве европейских стран. По индексу коррупции наша страна находится на 147-м месте в мире, а общий объём коррупционного оборота оценивается в 250-300 млрд долл. в год. Численность жертв несчастных случаев, таких как случайные отравления алкоголем и ДТП, по количеству которых мы первые в мире, свидетельствует о безразличном отношении наших сограждан к своей и чужой жизни[4]. По числу разводов на 1000 жителей мы занимаем первое место в Европе, по количеству абортов на 1000 женщин - первое место в Восточной Европе и СНГ`, по числу детей, оставшихся без попечения родителей[5], - второе место в Восточной Европе и СНГ, а по индексу Джини, отражающему неравномерность распределения доходов, - первое место среди стран с развитой и переходной экономикой.

Добавим к этому, что у нас ежегодно от жестокости родителей страдают два млн детей, две тыс. из них становятся жертвами убийств или получают тяжкие телесные повреждения, а 50 тыс. - убегают из дома. Каждый год пропадают 25 тыс. несовершеннолетних, 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесённых мужьями, при этом насилие над жёнами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвёртой семье. 12% подростков употребляют наркотики, более 20% детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России. Около 40 тыс. детей школьного возраста вообще не посещают школу, а темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения преступности в целом, в результате чего у нас насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в три раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов.

Поражает и то, что подобные факты не получают должного внимания в обществе и в массовом сознании, воспринимаются с меньшей остротой, чем, скажем, количество медалей, завоёванных на Олимпиаде, что само по себе служит показателем нравственного состояния общества, равно как и премирование крупными суммами и без того небедных спортсменов-победителей.

Особенно это видно в сравнении. Например со странами Восточной Европы[6].



Принятый в марте 2007 г. проект бюджета на 2008-2010 год, на мой взгляд, игнорирует потребности опережающих инвестиций в человеческий капитал. Он - инерционен. И эта инерция, как предполагается, сохранится еще на 3 года. Так, при общем росте расходов в реальном исчислении за три года на 18,1%, на образование доля расходов снижается с 5% в 2007 году до 4,2% в 2010 году, а на здравоохранение - с 3,8% до 4%[7].



Притом, что на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность расходы вырастут в 1,5 раза. Это, очевидно, говорит о приоритетах правительства РФ. Как видно из анализа проекта бюджета, сделанного экспертами Счетной палаты, приоритеты развития потенциала человеческой личности в бюджетной политике отражены явно недостаточно[8].

Рост реального благосостояния отдельных социальных групп виден не столько из роста доходов (тем более средних по стране), сколько из увеличения возможностей граждан приобретать товары длительного пользования. Как следует из материалов Росстата, такая возможность в целом (для отдельных групп) выросла за период 2000-2010 годов[9].



О реальном благосостоянии могут свидетельствовать и косвенные признаки, например, возможность выехать на отдых за рубеж. Так, в 2011 году не собирались или не могли выехать на отдых за рубеж более 60%. В то же время дешевый туризм (Турция и Египет) могли позволить себе 8%, а дорогой - 10%[10].







В реальном выражении расходы на образование в целом несколько возрастают в 2008 году, а затем сокращаются, что обусловлено завершением реализации большей части мероприятий ПНП "Образование".

Практически неизменны (в реальном выражении) расходы на среднее и высшее профессиональное образование, молодежную политику и оздоровление детей.

Снижаются расходы на начальное профессиональное образование, прикладные научные исследования в области образования и другие вопросы в области образования.

Рост в 2010 году расходов на общее образование связан с резервированием бюджетных средств, передаваемых в форме межбюджетных трансфертов субъектам РФ на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство.





Сокращение в 2009-2010 гг. объема и доли расходов, предусматриваемых на культуру, кинематографию и средства массовой информации, в 2009-2010 годах по сравнению с 2007-2008 годами обусловлено уменьшением ассигнований, направляемых на проведение разовых мероприятий в сфере культуры и средств массовой информации, сокращением в 2009-2010 годах бюджетных ассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации, а также расходов инвестиционного характера.

При этом значительно сокращается доля расходов на периодическую печать и издательства.

Рост расходов предусмотрен только на проведение прикладных научных исследований. При сокращении расходов в реальном выражении по разделу в целом в 2008 и 2009 году, к 2010 году они несколько превышают уровень 2007 года. Но их доля совершенно не соизмерима с долей расходов в бюджетах стран, претендующих на лидерство в науке и технологиях[11].



По подразделу "скорая медицинская помощь" основное снижение реальных расходов предусмотрено в 2010 году. Аналогичная картина наблюдается по подразделу физическая культура и спорт.

В структуре расходов по данному разделу основная их часть приходится на здравоохранение - 86,2% в 2010 году (как и в 2007 году).



Рост ассигнований на другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта в 2008 году связан с увеличением бюджетных инвестиций в федеральные целевые программы, в строительство объектов общегражданского назначения, а также на международное сотрудничество. В 2009-2010 годах ожидается их снижение относительно уровня 2008 года.



Основное место в структуре расходов занимают бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение (в процентах к общему объему ассигнований по разделу, соответственно 67,1 - 81,6% и 30 - 29,3%).

При этом учет инфляционных процессов показывает, что при росте расходов на охрану семьи, материнства и детства, пенсионное и социальное обеспечение, расходы на социальное обслуживание населения прогнозируются на уровне, незначительно превышающем уровень 2010 года, при снижении расходов на прикладные научные исследования и другие вопросы в области социальной политики.

Такой бюджет позволяет говорить, во-первых, о том, что заявления президента о приоритетах развития человеческого капитала не находят реального обеспечения в бюджете страны, а, во-вторых, что сама среднесрочная идеология и стратегия правительства остается по-прежнему инерционной, ориентированной прежде всего на сохранение нынешних макроэкономических тенденций. Что прямо отражается на результатах инновационной политики. Как видно из нижеприводимых сведений, затраты и технологические инновации в целом за 2005-2009 годы выросли почти в три раза, а объем отгруженных товаров менее, чем на 100%. Еще хуже конкретные результаты инновационной деятельности, которые за этот же период не увеличились, а...сократились[12].





Вопрос о том, что же делать? - риторический. В принципе общественное мнение к весне 2008 года пришло если не к консенсусу, то к самому общему пониманию больных точек и первоочередных мер в социальной политике. Так, С. Глазьев предлагает выделить несколько ключевых проблем, волнующих общество, и предложить конкретные планы их решения.

1. Запредельное социальное неравенство, вызывающее острое неприятие подавляющего большинства населения. Причина этого неприятия заключается не только в массовой бедности, но и в традициях русской и советской культуры, в которых фундаментальное значение имеет принцип социальной справедливости. Для решения этой проблемы необходимо:

- привести минимальную оплату труда в соответствие с прожиточным минимумом;

- удвоить оплату труда работникам бюджетной сферы, исходя из принципа выравнивания ее уровня со средней зарплатой в производственной сфере;

- исправить ранее сделанные ошибки в угоду недобросовестным предпринимателям и коррумпированным чиновникам - восстановить прогрессивную шкалу подоходного налога, налоги на наследство (на имущество, приобретенное после 1991 г.) и дарение;

- ввести прогрессивный налог на прирост капитала для собственников приватизированных предприятий (уплачиваемый с разницы между ценой приобретения активов в момент приватизации и ценой их продажи на рынке);

- ввести прогрессивный налог на земельные участки (начиная с 20 соток), используемые в частных потребительских целях;

- приступить к восстановлению дореформенных сбережений граждан (соответствующая программа разработана и может быть реализована в течение восемь лет).

2. Отсутствие перспективы самореализации для большинства молодых людей и перспективы вообще. В нынешней России молодой семье практически невозможно приобрести жилье. Идея ипотеки - очень скромная и малоэффективная, - окончательно провалилась в 2008-2010 годы. Но ведь с решением именно этой проблемы большинство молодых семей связывает свое будущее. Очевидно, что молодежь теряет перспективу.

Сегодня в развитых странах на одного жителя приходится порядка 70 кв. м на человека. В России также была сформулирована задача выйти на этот уровень в последнем послании президента В. Путина, т.е. на 140 млн кв. м в год. На деле большинство регионов еле дотягивают до 0,5 кв. м в год на человека. Отсюда - крайне низкая динамика улучшения жилищных условий, которая (если ее радикально не изменить) приведет к тому, что на нормальный уровень Россия выйдет лет через 50-70[13].



Решение этой проблемы потребует серьезных системных и длительных усилий в следующих направлениях:

- реальная модернизация системы образования, ключевым звеном которой должно стать повышение оплаты и престижа труда учителя;

- организация доступного беспроцентного образовательного кредита с его погашением после трех лет с момента получения диплома;

- создание системы поддержки научно-технического и предпринимательского творчества молодых специалистов;

- льготная ипотека для молодых семей с частичным погашением кредита государством после рождения детей;

- восстановление системы профессионально-технического образования, финансируемого за счет федерального бюджета;

- резкое ужесточение наказания за распространение наркотиков;

- устранение брешей в ограничении оборота алкогольных напитков, "пробитых" лоббистами пивной и слабоалкогольной промышленности (включение пива и других слабоалкогольных напитков в число алкогольных);

- восстановление сетей детских садов, спортивных, музыкальных, художественных, языковых школ и секций, домов культуры, досуговых центров для детей и молодежи; восстановление права муниципальных властей заниматься этой деятельностью (исправление ошибки в распределении полномочий между уровнями власти).

3. Повышение уровня пенсий при одновременном завершении пенсионной реформы. Для этого целесообразно средства Стабфонда направлять не на дотирование текущих пенсионных выплат, а на формирование накопительной составляющей пенсионной системы.

В этих же целях может быть использована программа восстановления дореформенных сбережений с их целевым использованием в качестве пенсионных накоплений.

4. Дальнейшее наращивание жилищного строительства в рамках как уже принятых программ, так и развертывания новых с одновременным устранением образовавшихся узких мест. В том числе:

- бесплатное выделение земельных участков для массового жилищного строительства на условиях конкурса по минимизации цены квадратного метра жилой площади;

- резервирование соответствующих городских земель в муниципальной или государственной собственности;

- введение жестких антимонопольных мер в отношении цементной промышленности, реализация специальной программы модернизации и расширения промышленности стройматериалов;

- организация централизованного льготного кредитования модернизации жилищно-коммунального хозяйства;

- субсидирование процентных ставок по ипотечным кредитам.

5. Оздоровление населения, повышение продолжительности жизни.

Наряду с продолжением уже осуществляющихся мер в рамках нацпроекта "Здоровье" необходимо:

- реализовать крупномасштабную программу восстановления отечественной фармакологической промышленности на основе современных достижений молекулярной биологии, создать в этих целях государственную биотехнологическую корпорацию;

- развернуть широкое использование современных технологий в диагностике, основанных на достижениях клеточной медицины;

- ввести механизм реальной ответственности страховых медицинских компаний за оказание качественных медицинских услуг их клиентам;

- сохранить многоканальную систему финансирования здравоохранения, существенно увеличив ассигнования из федерального бюджета на модернизацию сети государственных медицинских учреждений;

- развернуть кампанию борьбы с курением, повысить акцизы на табачные изделия до уровня развитых стран;

- кардинально повысить эффективность госконтроля за оборотом алкогольной продукции, разрешить местным и региональным органам власти вводить любые дополнительные ограничения.


________________

[1] Рубцов А. Кто шляпку спер, тот и тетку пришил // Независимая газета. 2011. 18 мая. С. 5.

[2] Юревич А. "Асоциальная социализация" как основа нравственной деградации общества // Вестник РАН. Т. 81. 2011. N 1. С. 5.

[3] Юревич А. "Асоциальная социализация" как основа нравственной деградации общества // Вестник РАН. Т. 81. 2011. N 1. С. 4.

[4] Ежегодное количество жертв ДТП в современной России превышает потери за все годы Афганской войны, а ситуация на дорогах характеризуется как "война на дорогах", "гражданская война" и т.п.

[5] Напомним, что в эту категорию входят не только сироты, но и дети, которые, имея родителей, убегают из дома, очевидно, не от хорошей жизни.

[6] Юревич А. "Асоциальная социализация" как основа нравственной деградации общества // Вестник РАН. Т. 81. 2011. N 1. С. 5.

[7] Петрачкова А., Никольский А. Деньги распределены // Ведомости. 2007. 23 марта. С. А3.

[8] Информационно-аналитические материалы по проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" // Центр ситуационного анализа Счетной палаты РФ. 2007. С. 29-31.

[9] Российский статистический ежегодник 2010. М.: Росстат, 2010. С. 204.

[10] Башкатова А. Внутренний туризм теряет популярность // Независимая газета. 2011. 18 мая. С. 4.

[11] Наука в России в цифрах: 2010. Стат. сб. М.: ЦИСН, 2010. С. 217.

[12] Наука в России в цифрах: 2010. Стат. сб. М.: ЦИСН, 2010. С. 174.

[13] Российский статистический ежегодник. 2010. М.: Росстат, 2010. С. 206.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован